Ударные, спусковые и ударно-спусковые механизмы

Совокупность деталей и устройств, обеспечивающих управление началом и продолжительностью непрерывной стрельбы из огнестрельного оружия, называется стреляющим механизмом. Основной функцией этого механизма является воспламенение порохового заряда в строго определенный момент времени. Так как в современном стрелковом оружии стрельба может вестись одиночным или непрерывным огнем различной продолжительности, то на эти механизмы возлагается еще и функция управления режимом огня. Наконец, стреляющие механизмы, конструкция которых предусматривает различные предохранительные устройства (предохранительные скобы, предохранители, стопорящие шептала или спусковые крючки), исключающие случайные выстрелы, обеспечивают безопасность обращения с оружием.

УДАРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

В зависимости от вида энергии, сообщаемой средству воспламенения (капсюлю, электрозапалу, электрокапсюлю) для производства выстрела, различают механизмы механического действия и электро-спусковой механизм. В автоматическом оружии стреляющие механизмы получили название ударно-спусковых. Назначение ударно-спусковых механизмов заключается в воспламенении капсюлей патронов при производстве выстрела, находящихся в патроннике ствола, при воздействии стрелка на элемент спускового механизма (спуск). Так как конструктивно они часто выполняются в виде отдельных узлов (ударных и спусковых), то целесообразно рассмотреть устройство ударных и спусковых механизмов отдельно.

Положение деталей ударного и спускового механизма винтовки Мосина обр. 1891/30 гг. при запертом канале ствола и взведенном ударнике

Положение деталей ударного и спускового механизма
винтовки Мосина обр. 1891/30 гг.
при запертом канале ствола и взведенном ударнике

Ударный механизм должен удовлетворять следующим основным требованиям: надежное воспламенение капсюля; отсутствие прорыва пороховых газов через капсюль; достаточная живучесть бойка; исключение производства выстрела при незакрытом затворе; исключение срабатывания капсюля за счет инерции ударника при закрывании затвора.

Основными элементами ударных механизмов являются: ударник или курок, которым сообщается определенная кинетическая энергия, необходимая для воспламенения капсюля, и боек, служащий для непосредственного воздействия на капсюль (удар по капсюлю). Ударный механизм приводится в действие предварительно сжатой пружиной. Если ударный механизм имеет отдельную пружину, которая служит исключительно для сообщения энергии ударнику, то такая пружина называется боевой пружиной (например, в пистолете ПМ, автомате и ручном пулемете Калашникова, карабине СКС). Если же ударнику сообщается энергия от возвратной пружины, то такую пружину называют возвратно-боевой пружиной (например в ручном пулемете ДП, станковом пулемете СГМТ, едином пулемете ПК/ПКМТ, крупнокалиберных пулеметах ДШКМ и КПВТ).

Ударник - деталь ударного механизма, передающая кинетическую энергию удара бойку. Непосредственно наносит удар по капсюлю боек или элемент ударника.

Боек - деталь ударного механизма, непосредственно воздействующая на капсюль для его воспламенения. Размер бойка по диаметру и его форма (например овальная или круглая) влияют на безотказное воспламенение капсюля патрона и живучесть. В практике наибольшее распространение получили бойки круглой формы. Встречаются образцы оружия, имеющие овальную форму бойка.

Курок - деталь куркового ударного механизма, передающая энергию боевой пружины ударнику.

Ударный механизм удерживается во взведенном состоянии деталью спускового механизма - шепталом. Площадка на ударнике или курке, на которую опирается шептало при удержании ударного механизма во взведенном состоянии, называется боевым взводом. Боевая пружина может воздействовать на курок или непосредственно на ударник.

Ударные механизмы в зависимости от того, энергия какой пружины используется для приведения их в действие, делятся на два вида:
1. Ударные механизмы, работающие от боевой пружины, которые, в свою очередь, в зависимости от характера движения детали, которой сообщается кинетическая энергия для воспламенения капсюля патрона, подразделяют на ударниковые и курковые. Ударный механизм, в котором боевая пружина воздействует непосредственно на ударник, совершающий прямолинейное и поступательное движение, называется ударниковым.
В курковом механизме энергия боевой пружины воспринимается курком, совершающим вращательное движение вокруг оси, и передается посредством удара ударнику или бойку.
2. Ударные механизмы, работающие от возвратно-боевой пружины, существенно отличаются от ударных механизмов, работающих от специальной боевой пружины. В этих ударных механизмах роль ударников или курков выполняют затворы или затворные рамы. Пружина, возвращающая подвижные части автоматики в исходное положение, энергия которой одновременно служит для приведения в действие ударного механизма, называется возвратно-боевой.

Целесообразность применения различных типов ударных механизмов определяется главным образом конструкцией остальных механизмов и их общей компоновкой, а также некоторыми специфическими требованиями к оружию.

УДАРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, РАБОТАЮЩИЕ ОТ БОЕВОЙ ПРУЖИНЫ

Ударниковый механизм - ударный механизм, в котором все детали, передающие энергию удара, размещены в затворе и (или) на затворной раме и сопровождают затвор и (или) затворную раму в их движении. В ударниковом (ударном) механизме обычно основными деталями являются ударник и боевая пружина. В ударниковых механизмах ударник чаще всего во время движения соединен с бойком и реже бывает не соединен. Ударниковые механизмы применяются в пулеметах СГМТ, ПК, ПКТ, ДШКМ, КПВТ и др. В этих механизмах затворная рама (в пулемете КПВТ - затвор) выполняет роль курка. В то же время срабатывание капсюля может происходить за счет инерции ударника, движущегося до этого совместно с затворной рамой (единый пулемет Калашникова ПК/ПКМ). В пулемете КПВТ ударник приводится в действие затвором. Бойки ударниковых механизмов могут быть выполнены как одно целое с ударником или (для быстрой замены их в случае поломки) соединены с ударником неподвижным соединением, а также могут выполняться и отдельно. Применение ударного механизма ударникового типа с отдельным бойком при большом ходе ударника позволяет существенно снизить темп стрельбы автоматического оружия за счет дополнительного времени движения ударника.

По способу взведения ударника ударные механизмы, работающие от боевой пружины, разделяют на механизмы со взведением ударника при движении затвора вперед, при движении затвора назад и комбинированного типа. Примером ударного механизма со взведением ударника при движении затвора назад может служить механизм пулемета "Максим" обр. 1910 года, а примером ударного механизма со взведением ударника при движении затвора вперед - ударный механизм пулемета МG.17. Наиболее надежным в действии является первый тип, который и получил широкое распространение. Надежность действия этого механизма обеспечивается тем, что для взведения боевой пружины используется то движение затвора, при котором он обладает наибольшим запасом кинетической энергии.

В пистолетах применяются только ударные механизмы, работающие от боевой пружины. Этот вид ударных механизмов наиболее целесообразен главным образом для самозарядных и автоматических винтовок, поскольку они обеспечивают взведенное положение ударника (или курка) при запертом затворе и уменьшают время от момента нажатия на спусковой крючок до выстрела.

В то же время ударные механизмы могут не иметь самостоятельной боевой пружины. В этом случае боек или ударник получает энергию от ведущего звена автоматики в конце его обратного хода (пистолет-пулемет Томпсона, станковый пулемет СГМ).

В неавтоматическом оружии иногда взведение ударника осуществляют комбинированно. Например, в магазинной винтовке обр. 1891/30 годов взведение ударника происходит при отпирании затвора, т. е. при повороте стебля затвора и при окончательной досылке стебля затвора вперед. Комбинированное взведение ударника применяется иногда и в автоматическом оружии.

Курковый механизм - ударный механизм, в котором некоторые детали, в том числе курок с боевой пружиной, размещаются вне затвора и не сопровождают затвор и затворную раму в их движении. Такая конструкция обеспечивает следующие преимущества: простоту изготовления и монтажа подвижного соединения; малые потери на трение; во взведенном состоянии курок может быть вынесен за пределы действия подвижных частей автоматики.

Положение деталей ударного и спускового механизма затвора винтовки Мосина обр. 1891/30 гг. в крайнем заднем положении

Положение деталей ударного и спускового механизма затвора
винтовки Мосина обр. 1891/30 гг.
в крайнем заднем положении

В курковом ударном механизме основными деталями являются ударник, курок и боевая пружина. В современном автоматическом оружии, как правило, курок не соединен с бойком, обычно курок наносит удар по ударнику. Хотя в неавтоматическом оружии боек в курковом механизме может быть выполнен как одно целое с курком (в английском .38 револьвере N2 Мk II). В отечественном револьвере "Наган” обр. 1895 года боек установлен в курке на оси, обеспечивающей некоторое его качание, что позволяет довольно просто осуществить его центрирование по капсюлю с помощью отверстия в рамке револьвера.

Курковый механизм применяется в пистолетах, карабине СКС, автомате и ручном пулемете Калашникова. Применение курковых ударных механизмов позволяет исключить влияние движения и ударов подвижных частей на точность прицеливания и выстрела. Применение в пистолете ПМ ударного механизма с курком открытого типа обеспечивает простоту взведения механизма после осечки, а также указывает на положение курка (взведен или не взведен), что важно для обеспечения безопасности обращения с оружием.

В курковом механизме ударник может отсутствовать, а курок наносит удар непосредственно по бойку (курковые охотничьи ружья). Если при этом курок приспособлен для наружного взведения, то он должен иметь отбой - некоторый ход назад с последующей установкой на предохранитель во избежание случайного выстрела при случайном механическом воздействии на курок.

УДАРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, РАБОТАЮЩИЕ ОТ ВОЗВРАТНО-БОЕВОЙ ПРУЖИНЫ

Ударные механизмы, работающие от возвратно-боевой пружины, получили широкое распространение в пистолетах-пулеметах, ручных, станковых и крупнокалиберных пулеметах. Например, пистолеты-пулеметы Шпагина ППШ и Судаева ППС, ручной пулемет ДП, станковый пулемет системы Горюнова СГМ, пулемет ДШК и авиационный пулемет ШКАС имеют ударные механизмы этого вида. Ударные механизмы, работающие от возвратно-боевой пружины, характеризуются следующими особенностями: а) имеют большой запас энергии для разбития капсюля; б) ударный механизм находится на боевом взводе при заднем положении подвижной системы, при этом в патроннике нет патрона, что способствует быстрому охлаждению ствола во время коротких перерывов в стрельбе; в) возможна простейшая конструкция ударного механизма, особенно в системах с отводом пороховых газов (эта особенность полностью использована в отечественных образцах оружия).

СПУСКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Спусковой механизм представляет собой совокупность деталей, обеспечивающих управление началом и окончанием стрельбы, и предназначается для надежного удержания курка, ударника, затвора или затворной рамы во взведенном положении перед выстрелом и их быстрого освобождения при стрельбе при воздействии на элемент спускового механизма (спуск).

Спусковые механизмы, применяемые в неавтоматическом оружии, имеют простое устройство, которое существенно зависит от устройства ударного механизма и общей компоновки всех механизмов оружия.

В зависимости от вида стрельбы спусковые механизмы автоматического оружия делятся на три типа: механизмы, позволяющие вести только автоматическую (непрерывную) стрельбу; механизмы, позволяющие вести стрельбу только одиночными выстрелами; механизмы комбинированного огня, позволяющие вести одиночную и непрерывную стрельбу.

Основными элементами любого спускового механизма являются:
- шептало - деталь, служащая для удержания ударного механизма (пистолет ПМ, автомат АКМ/АК-74, карабин СКС) или подвижной системы (пулеметы СГМТ, ПКМ, КПВТ и др.) во взведенном положении и непосредственно взаимодействующая с боевым взводом - выступом на ударнике, курке, затворе или затворной раме, в который упирается шептало, удерживая эти детали во взведенном положении;
- спусковой крючок (у пулемета КПВТ - спусковой рычаг) - деталь, управляющая работой шептала для производства выстрела непосредственно или через систему рычагов и воспринимающая усилие нажатия от стрелка;
- пружины, служащие для возвращения деталей спускового механизма в исходное положение.

В зависимости от конкретной конструктивной схемы ударных и запирающих механизмов, принципа работы автоматики оружия и типа самого спускового механизма в его конструкцию могут быть введены следующие дополнительные механизмы и устройства: разобщители, переводчики огня, автоматические спуски, предохранители, замедлители темпа стрельбы и т.д. (например, корпус - в снайперской винтовке СВД; замедлитель курка - в автомате АКМ/АК-74).

Разобщитель - деталь, временно нарушающая связь между спусковым крючком или другой спусковой деталью и шепталом для обеспечения остановки ударного механизма во взведенном положении при нажатом спусковом крючке. Разобщитель имеется только в спусковых механизмах оружия, предназначенного для одиночной стрельбы (автомат АКМ/АК-74, карабин СКС).

Переводчик огня - деталь, при воздействии на которую изменяется вид огня (одиночный огонь на непрерывный или наоборот).

Автоспуск - деталь, автоматически освобождающая курок (в автомате АКМ/АК-74 и ручном пулемете РПК/РПК-74) или ударник для производства выстрела при ведении непрерывной стрельбы.

Спусковые механизмы в зависимости от типа спуска делят на крючковые, кнопочные и рычажные. Крючковые спусковые механизмы, т.е. имеющие спусковой крючок, широко применяются во всех видах ручного оружия. Рычажные и кнопочные спусковые механизмы применяются главным образом для станковых пулеметов.

В автоматах АКМ/АК-74 и ручных пулеметах РПК/РПК-74, гранатометах РПГ-2 и РПГ-7, карабине СКС и винтовке СВД спусковой и ударный механизмы конструктивно объединены и называются ударно-спусковыми механизмами.

В пистолетах также имеются объединенные механизмы, но называются они ударно-спусковыми механизмами с самовзводом, т.е. с устройствами, дающими возможность взводить курок или ударник при нажатии на спусковой крючок. Так, например. в спусковом механизме пистолета ПМ для обеспечения этого на спусковой тяге закреплена специальная деталь, которая при нажатии на спусковой крючок входит в вырез курка и поворачивает его, взводя боевую пружину до тех пор, пока курок при определенном повороте этой детали не освободится от нее.

В пулеметах, предназначенных только для ведения непрерывного огня, спусковой и ударный механизмы выполнены раздельно.

В винтовке СВД, пулеметах СГМТ, КПВТ и НСВ спусковой механизм скомпонован в отдельном корпусе. Такая конструкция спускового механизма обеспечивает доступ к нему при техническом обслуживании и ремонте, так как при этом отделяются не отдельные детали, а весь механизм в сборе.

Спусковые механизмы пулеметов КПВТ и НСВ расположены сверху ствольной коробки, в остальных образцах оружия спусковые механизмы расположены в нижней части ствольной коробки. Особенностью спускового механизма КПВТ является наличие отрывного устройства, предназначенного для исключения скусывания зацепов шептала и выступов боевого взвода затвора при медленном отпускании спускового рычага при прекращении стрельбы.

Во многих автоматах, пистолетах-пулеметах и ручных пулеметах применяются комбинированные спусковые механизмы, позволяющие вести одиночный огонь и огонь очередями. Эти механизмы обычно выполняются с переводчиком огня. Примером комбинированного спускового механизма может служить спусковой механизм автомата Калашникова.

Комбинированные спусковые механизмы без разобщителя могут быть двух видов: с двумя спусковыми крючками и с двойным спусковым крючком. Примером комбинированного спускового механизма с двумя спусковыми крючками может служить спусковой механизм французского ручного пулемета Шательро М 1924/29. В этом механизме оба спусковых крючка действуют на одно шептало. При нажатии на передний спусковой крючок разобщение спускового крючка с шепталом происходит при помощи срыва собачки спускового крючка с шептала. Задний спусковой крючок с шепталом образуют обычную схему спускового механизма для огня очередями (при работе ударного механизма от возвратной пружины).

Спусковой механизм без переводчика с двойным спусковым крючком использован, например, в немецком едином пулемете МG.34. В этом механизме изменение вида огня основано на разном повороте спускового крючка, который сделан двойным. На нижней части спускового крючка имеется рычаг, который при нажатии на него позволяет отвести спусковой крючок далее, чем при нажатии на верхнюю часть спускового крючка. Этим обеспечиваются различные углы поворота спускового крючка при разных видах огня.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА СПУСКОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

В зависимости от типа оружия и его назначения в конструкцию спусковых механизмов могут быть включены дополнительные детали и устройства, улучшающие их работу и повышающие надежность. Например, в конструкциях ударных механизмов обязательно имеются предохранители, обеспечивающие расцепление боевого взвода курка с шепталом спускового механизма только после полного запирания канала ствола затвором (как правило, эту операцию выполняет автоспуск).

Существуют также предохранители, исключающие возможность случайного выстрела. Они приводятся в действие стрелком. В зависимости от характера воздействия стрелка на предохранители существуют две их разновидности: неавтоматические предохранители, включаемые и выключаемые непосредственно стрелком перемещением кнопки или поворотом флажка (пистолет-пулемет ППШ, единый пулемет ПК/ПКМ); автоматические предохранители, которые включаются в работу независимо от стрелка (чаще всего за счет сил упругости пружин), а выключаются стрелком при подготовке к выстрелу перед прицеливанием перемещением кнопки или поворотом рычага рукой (охотничьи ружья), или при обхвате шейки приклада (ручной пулемет ДП), пистолетной рукоятки (пистолет "Кольт" М 1911А1, пистолет-пулемет "Узи").

Все предохранители этого типа обеспечивают разрыв кинематической связи между шепталом и спусковым крючком, а иногда дополнительно лишают подвижности и ударник (в пистолетах ПМ, АПС). Это достигается стопорением или выключением основной детали спускового механизма (шептала, спускового крючка). В современных образцах автоматического оружия благодаря высокой надежности наибольшее распространение получили предохранители с жестким стопорением шептала.

Конструктивно предохранительное устройство состоит из собственно предохранителя, кнопки управления или флажка, фиксатора и пружин. Если предохранитель при установке в положение предохранение перемещается в момент стопорения или выключения поступательно, то он управляется в этом случае чаще всего кнопкой и поэтому называется кнопочным, если же при установке в положение предохранение он поворачивается флажком - флажковым.

ЭЛЕКТРОСПУСКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Электроспусковой механизм представляет собой механизм, функционирование которого связано с использованием электрической энергии. Электроспуск предназначен для дистанционного (на расстоянии) управления работой спускового механизма пулемета.

Пулеметы с электроспусками, как правило, используются в танках или самолетах (вертолетах). Электроспуски отделяются от пулеметов при техническом обслуживании и ремонте.

Из пулеметов СГМТ, ПКТ и КПВТ стрельба ведется только с помощью электроспусков, поэтому они применяются только в бронетехнике. Пулеметы ГШГ-7,62 и ЯкБ-12,7 - используются в вертолетах. Крупнокалиберный пулемет НСВТ является универсальным, так как имеет ручной спусковой механизм и отделяемый электроспуск.

Применение электроспуска улучшает возможность применения пулемета. Для ручного (механического) спускового механизма время спуска составляет 0,11-0,18 с, для электромагнитного спускового механизма - 0,07-0,09 с, а для электрозапального спускового механизма - 0,005-0,006 с. Еще более наглядным является сравнение времени срабатывания ударного механизма, которое составляет для механического ударного механизма 0,006-0,01 с, а для электрозапального время срабатывания принимают равным "0". Достоинством электроспускового механизма является также защищенность механизма от загрязнения и механических повреждений. К недостаткам электроспуска относятся сложность конструкции и более трудоемкий ремонт по сравнению с механическим спусковым механизмом. Электроспуски пулеметов ПКТ и СГМТ аналогичны по устройству, многие детали этих электроспусков имеют полную взаимозаменяемость. Различаются они только способом крепления к ствольной коробке: в пулемете ПКТ электроспуск крепится в вертикальных пазах затыльника, а в пулемете СГМТ - в отделяемом затыльнике.

Несмотря на различие в устройстве электроспусков, основу конструкции любого из них составляет электромагнит, внутри которого размещается якорь с толкателем. Электрический ток к электромагниту подводится с помощью бронированного кабеля от электрооборудования боевой машины (генератор, аккумуляторы). При прохождении тока по обмоткам электромагнита происходит взаимодействие магнитного поля с якорем, который начинает перемещаться под воздействием силы магнитного притяжения. Усилие движущегося якоря через толкатель передается на систему рычагов, обеспечивая тем самым снятие затворной рамы, затвора пулемета с боевого взвода шептала. Наибольшая эффективность электромагнита достигается за счет минимальной величины остаточной части рабочего воздушного зазора, т. е. того зазора, который остается после втягивания якоря. Однако при чрезмерно малом зазоре вследствие остаточного магнетизма возможно залипание якоря при возвращении его в исходное положение. Одним из способов, позволяющих исключить залипание якоря, является размещение между якорем и упором диамагнитных прокладок, которые обеспечивают фиксированное значение остаточного зазора и предохранение от залипания сердечника с якорем при обесточивании обмотки.

Сергей Монетчиков
Фото из архива автора
Братишка 02-2007

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль