Стрельба с подвижных средств (Часть II)
(Окончание. Начало в статье
«Стрельба с подвижных средств (Часть I)»)
Стрельба в промежутки из-за флангов своих подразделений
Боевые машины пехоты и бронетранспортеры в наступлении обычно перемещаются сзади наступающих боевых порядков танковых и мотострелковых подразделений, а в обороне располагаются в глубине опорных пунктов мотострелковых взводов. В этих случаях при ведении огня из пулеметов бронетранспортеров (БМП) возникает опасность поражения своих подразделений, находящихся впереди. Огневые позиции бронетранспортерам (БМП) для стрельбы в таких условиях надо выбирать с учетом промежутков между своими подразделениями, строго соблюдая правила ведения огня для обеспечения полной безопасности впереди расположенных подразделений.
Стрельба в промежутки и из-за флангов своих войск требует высокой точности, которая может быть достигнута только оружием, закрепленным на станке или специальной установке.
Поэтому стрельба в промежутки и из-за флангов своих войск разрешается только с места из пулеметов, установленных в бронетранспортере (БМП) или из единых пулеметов на станках с грунта. При этом оружие, особенно механизмы наведения и боеприпасы, должно быть вполне исправным, чтобы исключить случайные выстрелы в опасном для своих войск направлении.
Безопасность стрельбы в промежутки и из-за флангов своих подразделений обеспечивается выполнением двух условий.
Во-первых, огонь можно вести только по той цели, которая находится дальше рубежа своих подразделений настолько, что исключается всякая возможность их поражения рикошетирующими пулями. Это условие выполняется в тех случаях, когда места падения пуль при ведении огня находятся обязательно дальше рубежа расположения своих подразделений. Допустимое удаление цели от рубежа расположения своих подразделений должно быть таким, чтобы можно было учитывать возможные ошибки в определении расстояний и наибольшие отклонения пуль в ближнюю сторону из-за рассеивания. Расчеты показывают, что для пулеметов, установленных на бронетранспортере, это удаление должно быть не менее 300 м. Следовательно, первое условие для безопасной стрельбы в промежутки или из-за флангов своих подразделений – цель должна находиться не ближе 300 м за линией своих войск.
Казалось бы, что такой вывод существенно ограничивает возможности стрельбы с бронетранспортеров. Однако следует помнить, что мотострелковые подразделения огнем автоматов и ручных пулеметов могут наиболее надежно поражать цели перед своим фронтом и на флангах на дальности до 400 м. Поэтому огнем пулеметов с бронетранспортеров в большинстве случаев целесообразно поражать цели, удаленные от рубежа своих войск более чем на 400 м – на дальностях 600–800 м из пулеметов ПКТ и ПКБ и 800–1000 м из крупнокалиберного пулемета КПВТ, т. е. те цели, которые трудно поразить огнем автоматов и ручных пулеметов. Таким образом, соблюдение указанного условия безопасности стрельбы не противоречит тактическим требованиям использования огня с бронетранспортеров. В то же время при необходимости пулеметы бронетранспортеров могут вести огонь и по целям в границе зоны сплошного огня из стрелкового оружия перед фронтом обороняющихся на удалении 400–300 м от переднего края.
Вторым условием, обеспечивающим безопасность стрельбы, является достаточное удаление цели от фланга своих подразделений по фронту, т.?е. наличие между направлением на цель и направлением на ближайший фланг своих войск угла безопасности.
Углом безопасности называют наименьший угол между направлениями на цель и на свои войска, при котором исключается возможность попадания пуль в свои подразделения. Этот угол должен учесть возможные ошибки в наводке, максимальные отклонения пуль по боковому направлению из-за рассеивания и ошибки из-за неучета ветра и деривации. Расчеты показывают, что при удалении своих подразделений от стреляющего бронетранспортера до 200 м угол безопасности составляет 50 тысячных (0–50), при большем удалении – 35 тысячных (0–35). (Расчеты сделаны для крупнокалиберного пулемета и обеспечивают безопасность для пулеметов ПКТ и ПКБ, для которых углы безопасности несколько меньше.)
Практически эти углы определяются с бронетранспортера, имеющего оптический прицел, с помощью его шкал боковых поправок, а с остальных машин – при помощи бинокля или пальцев руки; угловая величина двух пальцев вытянутой руки составляет в среднем 50–60 тысячных, большого пальца руки – 35–40 тысячных.
Этот вывод также накладывает значительные ограничения на стрельбу. Например, при расположении своих подразделений в 300 м впереди стреляющего бронетранспортера безопасное удаление плоскости стрельбы от фланга своих войск должно составлять не менее 10,5 м. В = Д х У/1000 = 300 х 35/1000 = 10,5 м.
Понятно, что минимальный промежуток между флангами соседних подразделений при этом должен быть 21 м, и стрельба в нем возможна только по цели, находящейся точно в направлении середины промежутка. Хотя практически между наступающими в пешем порядке подразделениями промежутки будут обычно больше этой величины (например, между мотострелковыми отделениями – до 40 м, между взводами – до 100 м), огонь в промежутки можно вести в очень ограниченном секторе. Так, при удалении стреляющего бронетранспортера на 300 м от своих подразделений и промежутке между ними в 40 м (что составляет на этом удалении 130 тысячных) возможный сектор стрельбы ограничивается углом в 60 тысячных (130 – (35 x2) = 60 тысячных). Только в этом небольшом секторе безопасна стрельба в данных условиях. Очевидно, что более широкие возможности для ведения огня получают те бронетранспортеры, которые действуют на флангах взводов и рот, когда промежутки между соседними подразделениями составляют 100 и более метров. Это следует учитывать при размещении бронетранспортеров в обороне и при использовании их огня в наступлении.
Таким образом, помимо обычных вопросов подготовки исходных данных для стрельбы в промежутки и из-за флангов требуется очень внимательно определить дальность до своих войск и величину угла безопасности и только при соблюдении требуемых для безопасной стрельбы условии открывать огонь. Перемещение ствола по боковому направлению при ведении огня из единых пулеметов Калашникова ПКМС (в станковом варианте) с грунта обязательно ограничивается ограничителями; из пулеметов, установленных на бронетранспортерах, огонь ведется только с закрепленными механизмами.
Стрельба поверх своих подразделений
В различных видах боя могут возникать условия, когда с бронетранспортеров огневые задачи должны решаться стрельбой поверх своих подразделений. Такая стрельба допустима только тогда, когда исключена всякая возможность поражения своих подразделений.
Понятно, что прямые попадания в свои подразделения будут исключены в том случае, когда самая нижняя траектория снопа рассеивания пуль пройдет выше своих подразделений. Поэтому безопасность стрельбы поверх своих подразделений определяется по величине угла между линией возвышения и направлением на свои подразделения.
Наименьший угол в вертикальной плоскости между линией возвышения и направлением на свои войска, при котором исключена возможность поражения их прямым попаданием пуль, называется углом безопасности.
Угол безопасности при ведении огня поверх своих подразделений складывается из суммы следующих углов:
– угла, соответствующего росту человека (считая, что свои войска наступают);
– угла прицеливания на дальность до своих войск (для учета понижения пули под линией возвышения);
– угла, соответствующего отклонению крайней нижней траектории от средней (считая возможность рассеивания в два раза больше табличной);
– угла, соответствующего возможному отклонению траектории вниз из-за неучета внешних условий стрельбы и из-за износа канала ствола, вызывающего падение начальной скорости;
– угла, учитывающего минимально допустимое расстояние между траекторией полета пуль и своими подразделениями, расположенными открыто (принимается 3 м).
Рассчитанные по указанным элементам углы безопасности приводятся в таблицах стрельбы из стрелкового оружия; так, для пулеметов СГМБ они составляют следующие величины.
Расстояние до своих подразделений, м | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 |
Угол безопасности в тысячных | 54 | 30 | 24 | 21 | 20 | 21 | 22 | 24 | 27 | 30 |
Наименьший безопасный прицел | 18,5 | 14 | 12,5 | 12 | 11,5 | 12 | 12 | 12,5 | 13 | 14 |
Таблица составлена при условии, что свои войска и цель находятся на одной линии, т. е. на совершенно ровной местности. Из нее следует вывод, что при удалении своих подразделений на 100 м от стреляющего бронетранспортера огонь поверх своих войск практически вести нельзя, т.?к. наименьший безопасный прицел равен 1872 (т. е. огонь можно вести по целям, удаленным более чем на 1850 м).
При удалении своих подразделений на 200 м и более для пулемета СГМБ можно принять округленно единое значение наименьшего безопасного прицела 14, соответствующего расстоянию в 1400 м (с округлением в безопасную сторону). Такой наименьший прицел и указывается в наставлениях по стрелковому делу для пулеметов конструкции Горюнова.
Для единых пулеметов Калашникова ПКМС в станковом варианте, имеющих начальную скорость несколько меньшую, чем пулеметы Горюнова, наименьший безопасный прицел равен 15.
Для крупнокалиберных пулеметов КПВТ, установленных на бронетранспортерах, из-за значительного рассеивания пуль по высоте стрельба поверх своих войск на ровной местности не допускается.
Таким образом, возможности ведения огня поверх своих подразделений на ровной местности весьма ограничены, так как в этих условиях наименьший безопасный прицел велик, а для единых пулеметов Калашникова в станковом варианте равен их наибольшей прицельной дальности 1500 м.
В практике такие условия почти никогда не возникают: если местность совершенно ровная, то выше своих подразделений цель не будет видна стреляющему, она может быть видна только в промежутки между ними.
Если же цель наблюдается поверх своих подразделений, следовательно, стреляющий или цель находятся выше своих войск, т.?е. между направлениями от пулемета на свои войска и на цель есть какой-то угол в вертикальной плоскости. Наличие этого угла может значительно сокращать безопасную дальность стрельбы поверх своих подразделений и тем больше, чем больше величина этого угла. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Допустим, что дальность до своих подразделений 400 м, а до цели 1000 м. В условиях ровной местности стрельба поверх своих войск в этом случае была бы недопустима. Предположим теперь, что местность неровная и цель находится выше своих подразделений на 30 тысячных. При стрельбе из пулемета ПКТ с прицелом 10 линия возвышения будет направлена выше линии прицеливания на величину угла прицеливания (19 тысячных). А так как цель выше своих подразделений, то при наведении пулемета в цель линия возвышения пройдет выше рубежа своих подразделений на угол 49 тысячных (30+19). Согласно таблицам стрельбы из единых пулеметов Калашникова ПКМС в станковом варианте угол безопасности, соответствующий безопасному прицелу 15, равен 40 тысячным. Во взятом примере линия возвышения проходит выше местности, занятой своими подразделениями, на 49 тысячных, т.?е. больше, чем угол безопасности. Следовательно, стрельба поверх своих подразделений в этих условиях возможна.
Таким образом, на неровной местности возможность стрельбы поверх своих подразделений определяется следующим образом: к углу прицеливания в тысячных, соответствующему расстоянию до цели, прибавляется вертикальный угол между целью и своими подразделениями; если полученная сумма равна углу безопасности или больше него, стрельба поверх своих подразделений безопасна. Например, дальность до цели 800 метров, свои подразделения находятся впереди стреляющего бронетранспортера на 200 м и ниже цели на 25 тысячных. При стрельбе из пулемета ПКТ на дальность 800 м угол прицеливания составляет 11 тысячных. Сумма угла прицеливания и вертикального угла между целью и своими войсками равна 11+25=36 тысячным, а угол безопасности при удалении от своих войск на 200 м равен 30 тысячным. Следовательно, стрельба поверх своих подразделений в этих условиях безопасна.
Данный способ решения задач требует наличия таблиц стрельбы; его могут применять офицеры при изучении местности и организации системы огня, особенно в обороне.
При наличии на огневой позиции бронетранспортера или единого пулемета Калашникова в станковом варианте на грунте такие задачи решаются без таблиц стрельбы. Для этого поступают так: пулемет прицелом, соответствующим дальности до цели, наводят в цель и закрепляют механизмы наводки; затем, не изменяя положения пулемета, устанавливают наименьший безопасный прицел и смотрят, куда направлена линия прицеливания.
(При наличии на пулеметной установке оптического прицела с постоянными прицельными шкалами – смотрят, куда направлен штрих, соответствующий установке безопасного прицела.) Стрельба безопасна в тех случаях, когда линия прицеливания (штрих установки безопасного прицела) направлена в рубеж, на котором находятся свои войска, или выше (дальше) этого рубежа.
Напомним, что приведенные примеры определения возможности стрельбы поверх своих подразделений решались для пулеметов калибра 7,62-мм. Для 14,5-мм крупнокалиберных пулеметов из-за большого рассеивания пуль по высоте стрельба поверх своих подразделений наставлениями не предусматривается.
При ведении огня и его корректировании необходимо тщательно следить за положением своих подразделений и за тем, сохраняется ли необходимый угол безопасности при выборе новой точки прицеливания или при изменении установки прицела.
Стрельба из вертолетов
Для обеспечения безопасности и удобства стрельбы из стрелкового оружия вертолеты Ми-8 МТ и Ми-24 оборудованы специальными шкворневыми установками (кронштейнами).
На вертолетах Ми-8 МТ шкворневые установки расположены:
– у входной двери – для стрельбы из пулемета Калашникова ПКМ или после замены шкворневой головки – из автомата АК-74 или ручного пулемета Калашникова РПК-74;
– у второго и пятого смотровых окон (блистера) на левом борту и у первого, второго и пятого смотровых окон на правом борту – для стрельбы из автомата или ручного пулемета; с установкой у первого правого смотрового окна после замены можно вести огонь из пулемета Калашникова ПКМ.
Ограничение поворота оружия в горизонтальной и вертикальной плоскостях на каждой установке достигается за счет специальных регулировочных упоров. Каждая установка предназначается для ведения огня через определенное смотровое окно и имеет на шкворневой головке и стойке соответствующую надпись.
В грузовой кабине вертолета установлена сирена для подачи звуковых сигналов десанту и имеется дополнительная точка для подключения специального переговорного устройства к внутривертолетному переговорному устройству и связи экипажа вертолета с командиром десанта.
Перед посадкой в вертолет назначаются стреляющие и указываются шкворневые установки для стрельбы, порядок размещения личного состава и замены местами в полете, при необходимости и способ посадки в вертолет. Стреляющие первыми из вертолета размещаются на сиденьях у указанным им шкворневых установок, а очередные стреляющие – на местах, обеспечивающих удобную и быструю замену местами.
При ведении огня из вертолета учитывают направление, скорость и высоту полета вертолета, направление и скорость ветра и движения цели.
При стрельбе из вертолета, летящего на высоте до 50–70 м, по наземной цели, когда угол места цели не превышает 30°, прицел выбирается соответственно наклонной дальности до цели.
При стрельбе на большей высоте установку прицела необходимо уменьшать (вносить поправку на угол места цели):
– при высоте полета до 200 м и наклонной дальности до 300 м – на половину деления;
– при высоте полета до 200 м и наклонной дальности, превышающей 300 м, – на одно деление; точка прицеливания выбирается на нижнем краю цели.
Учитывая весьма ограниченное время на стрельбу из вертолета в возможных секторах обстрела, огонь можно вести на дальности до 500 м и высоте до 200 м с постоянной установкой прицела.
Точка прицеливания по боковому направлению выбирается с учетом относа пули под влиянием скорости полета вертолета и отклонения пули под действием бокового (по отношению к направлению полета вертолета – встречного или попутного) ветра, а также направления и скорости движения цели.
Линейная величина относа пули под влиянием скорости вертолета в метрах равна произведению скорости вертолета в метрах в секунду на время полета пули в секундах. Линейная величина отклонения пули под действием бокового ветра и величина упреждения на движения цели при стрельбе из вертолета определяются по тем же правилам, что и в пешем порядке. Поправку на боковой ветер необходимо учитывать при скорости ветра более 5 м/с, а упреждение при скорости цели – более 10 км/ч. Округленно точку прицеливания по боковому направлению при стрельбе из вертолета на дальностях наиболее эффективной стрельбы (200–400 м) необходимо выносить от середины цели в направлении, обратном полету вертолета (при стрельбе с левого борта – влево, а с правого борта – вправо), на величину в метрах:
при стрельбе по неподвижной (появляющейся) цели:
– в безветренную погоду – на одну десятую крейсерской скорости вертолета, например, при крейсерской скорости вертолета 200 км/ч, точку прицеливания необходимо вынести на 20 м;
– при встречном (попутном) ветре – на одну десятую путевой скорости, например, при крейсерской скорости вертолета 200 км/ч точку прицеливания необходимо вынести на 17 м; направление и скорость ветра определяются по местным предметам (по перемещению дыма, пыли, наклону деревьев и т.?д.);
при стрельбе по движущимся целям:
– к величине выноса точки прицеливания, определенной для стрельбы по неподвижной цели, прибавляется упреждение при встречном движении цели и вычитается при ее попутном движении, например, для стрельбы из вертолета при его скорости 200 км/ч по пехоте, движущейся на грузовом автомобиле, навстречу полету вертолета на дальности 300 м со скоростью 50 км/ч при попутном ветре 30 км/ч, точку прицеливания нужно вынести на 28 м: 200+30/10+5, где 5 м – упреждение на движение цели, взятое из таблицы упреждений.
Огонь из вертолета, как правило, ведется длинными очередями (10–15 выстрелов) и в высоком темпе. Для наблюдения за результатами стрельбы и корректирования огня необходимо шире использовать патроны с трассирующими пулями. Стрельбу можно вести способом сопровождения цели.
Огонь из вертолета, как правило, ведется по команде (сигналу) командира. Наиболее удобно вести огонь из вертолета из положения стоя; можно вести огонь из положения с колена с опорой на сиденье или для удобства стрельбы откидывать (опускать) сиденье. Каждый стрелок должен выработать и применять наиболее выгодное и устойчивое положение для стрельбы из вертолета, обеспечивающее ведение огня в возможном секторе обстрела и безопасность соседей.
Сергей Монетчиков
Фото Владимира Николайчука
Братишка 09-2010
- Статьи»Профессионалы
- mercenary34970
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи