7,62-мм винтовочно-пулеметные патроны XX столетия

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПУЛИ КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ

7,62-мм винтовочно-пулеметные патроны

Патроны стрелкового оружия со специальными пулями появились на вооружении всех воюющих государств еще в годы Первой мировой войны. Их появление было обусловлено развитием вооружения и военной техники, против которой обыкновенные пули со свинцовым сердечником были малоэффективны. Специальные пули комбинированного действия — это пули, обладающие двумя и более видами боевого действия. Их основное назначение — вывод из строя боевой техники. Пули комбинированного боевого действия появились на вооружении Красной Армии в начале 1930-х годов.

БРОНЕБОЙНАЯ ПУЛЯ Б-30

Появление немецких танков и бронемашин на поле боя в годы Первой мировой войны вызвало настоятельную потребность оснастить русского пехотинца оружием, способным противостоять бронированному противнику.

В конце 1920-х годов в Советском Союзе начались большие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективной бронебойной винтовочной пули.

7,62-мм винтовочно-пулеметные патроны: с бронебойной пулей Б-30 обр. 1930 года (слева), с трассирующей пулей Т-30 обр. 1930 года (справа)

7,62-мм винтовочно-пулеметные патроны:
с бронебойной пулей Б-30 обр. 1930 года (слева),
с трассирующей пулей Т-30 обр. 1930 года (справа)

Уже в 1930 году на вооружение Красной Армии принимают бронебойную пулю с сердечником из инструментальной стали под обозначением «7,62-мм бронебойная пуля обр.1930 года (Б-30)». Патрон с бронебойной пулей Б-30 и латунной гильзой получил обозначение «7,62 Б-30 гл» (индекс ГАУ — 57-Б-222). Пуля Б-30 массой 11,0 г. состояла из стальной, плакированной томпаком (биметаллической) оболочки, свинцовой рубашки и стального закаленного остроконечного сердечника длиной 29,7 мм, диаметром 6,1 мм и массой 5,36 г. Сердечник изготавливался из холоднотянутой термообработанной инструментальной стали марок У10; У12; У12 ХА.?Свинцовая рубашка предназначалась для обеспечения плотности монтажа пули, смягчения нагрузки на ствол при врезании пули в нарезы и предохранения канала ствола от излишне интенсивного износа. Длина пули с конической задней частью составляла 36,2 мм. Бронебойная пуля Б-30 пробивала броню толщиной от 2 до 4 мм — на дальности 1200 м; броню толщиной 7 мм — до 400 м. Патроны с пулей Б-30 выпускались только с латунной гильзой. Вершинка пули окрашивалась в черный цвет. При попадании в броневую преграду сердечник пули разрушал свинцовую рубашку и оболочку пули, а затем пробивал преграду, поражая экипаж броневой машины, а также ее приборы и оборудование. Обладая значительной бронепробиваемостью, бронебойная пуля Б-30 имела в то же время существенный недостаток, заключавшийся в слабом заброневом действии. С началом производства винтовочно-пулеметных патронов с более универсальной бронебойно–зажигательной пулей Б-32, выпуск патронов с пулей Б-30 был прекращен. В ходе Великой Отечественной войны винтовочно-пулеметные патроны с бронебойными пулями Б-30 имели ограниченное применение, и постепенно были вытеснены из обращения патронами с более универсальными бронебойно-зажигательными пулями Б-32.

БРОНЕБОЙНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ ПУЛИ Б-32/БС-40

Принятие на вооружение бронебойной пули, однако, не решило полностью всех проблем. Бронебойная пуля Б-30 пробивала преграду только за счет своей кинетической энергии, а после ее пробития — поражала осколками деформированного сердечника, нагретыми в результате удара, и осколками пробитой брони, однако для надежного поражения технических целей этого было явно недостаточно. Требовалось, чтобы бронебойная пуля обладала еще и зажигательным действием.

В 1932 году систему боеприпасов стрелкового оружия Красной Армии дополнил новый 7,62-мм винтовочно-пулеметный патрон с бронебойно-зажигательной пулей Б-32. Патрон с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 и биметаллической гильзой получил обозначение «7,62 Б-32 гж» (индекс ГАУ — 57-БЗ-323); с латунной гильзой «7,62 Б-32 гл» (индекс — 57-БЗ-322), а патрон с пулей Б-32 и стальной гильзой «7,62 Б-32 гс» (индекс — 7-БЗ-3–01). Пуля Б-32 обр.1932 года предназначалась для стрельбы по легкобронированной технике с бензиновыми двигателями; воспламенения горючих материалов в толстостенной таре, не защищенных броней (железнодорожным цистернам с горючим, бензозаправщикам, бензохранилищам), а также для поражения живой силы противника, находящейся за легкими броневыми прикрытиями, на дальностях до 500 м.

7,62-мм винтовочно-пулеметные патроны (слева – направо): с бронебойно-зажигательной пулей БС-40 обр. 1940 года, с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 обр. 1954 года, специальный винтовочно-пулеметный патрон ШКАС с легкой пулей Л

7,62-мм винтовочно-пулеметные патроны (слева – направо):
с бронебойно-зажигательной пулей БС-40 обр. 1940 года,
с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 обр. 1954 года,
специальный винтовочно-пулеметный
патрон ШКАС с легкой пулей Л

По устройству и типу используемых для изготовления материалов пуля Б-32 была идентична пуле Б-30, с той лишь разницей, что внутри головной части оболочки перед вершиной бронебойного сердечника вместо свинца был помещен зажигательный состав. Пуля Б-32 — оживальной формы (длиной 36,8 мм и массой 9,5–10,0 г) с конической хвостовой частью и пояском. Пуля имела биметаллическую оболочку со свинцовым поддоном; в качестве зажигательного состава использовалась смесь алюминия и фосфора, в головной части – стальной сердечник из высокоуглеродистой инструментальной стали У12 А или У12 ХА с оживальной головной частью и задним конусом, в свинцовой рубашке. Сердечник пули Б-32 изготавливался из стального прутка путем механической обработки резанием на металлорежущих станках с последующей термической обработкой. Крепление пули в гильзе осуществлялось обжатием дульца в кольцевую канавку (каннелюру) на пуле. При попадании в твердую преграду движение пули резко тормозилось, при этом бронебойный сердечник, продвигаясь вперед по инерции внутри оболочки пули, с большой скоростью сжимал перед собой зажигательный состав, воспламеняя его. Головная часть пульной оболочки при этом разрушалась, и часть горящего зажигательного состава затягивалась в пробоину, проделанную бронебойным сердечником. Этим достигалось бронебойное действие пули, а также воспламенение горючих жидкостей и материалов за преградой (броней). Вершинка бронебойно-зажигательных пуль окрашивалась в черный цвет с пояском красного цвета.

Бронебойно-зажигательная пуля Б-32 пробивала 10-мм лист броневой стали марки 2 П на дальности 200 м; 7-мм броню — на дальности до 700 м и пулестойкий бронежилет на дистанции 700–745 м, причем после такого пробития они обеспечивали воспламенение бензина в 75%.

В 1940 году появилась новая модификация бронебойно–зажигательной пули с усиленным бронебойным действием, значительно превышающим бронебойное действие пуль с обыкновенными бронебойными сердечниками, особенно при попадании в броню по нормали к поверхности. Новая пуля с цилиндрической донной частью, получившая обозначение «БС-40», в отличие от пули Б-32, имела бронебойный сердечник, изготовленный из твердого сплава марки РЭ-6 на основе карбида вольфрама, содержавшего 86–87% вольфрама и до 6,0% никеля. Длина бронебойного сердечника пули БС-40 составляла 22,5 мм. По устройству пуля этого патрона была похожа на пулю Б-32, причем не только материалы, применявшиеся при изготовлении пули БС-40 (за исключением сердечника), но и зажигательный состав. БС-40 отличалась от пули Б-32 только тем, что она была короче на 6 мм без конической донной части. При массе пули 12,1–12,5 г и начальной скорости 800–815 м/с бронебойно–зажигательная пуля обр. 1940 года превосходила пулю Б-32 по бронепробиваемости почти в полтора раза. Благодаря сердечнику из твердого сплава пуля БС-40 обладала значительно более сильным пробивным действием, чем пуля Б-32 — с дистанции 200 м она пробивала броню толщиной до 17 мм! Металлокерамические сердечники обладают лучшей бронепробиваемостью, помимо большей твердости еще и потому, что они короче на 30–40%, имеют большую поперечную нагрузку и более близкое положение центра тяжести к головной части пули. Однако себестоимость пули БС-40 оказалась значительно выше всех остальных винтовочных пуль, прежде всего из-за применения твердосплавного сердечника. Вершинка бронебойно-зажигательных пуль БС-40 окрашивалась в черный цвет, боковая поверхность пули и кромка дульца гильзы — в красный цвет, донная часть гильзы — в черный цвет.

После окончания Великой Отечественной войны винтовочно-пулеметный патрон с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 прошел глубокую модернизацию в НИИ-61. Эта работа, проводившаяся конструкторским коллективом в составе Б.?В.?Семина, Н.?В.?Смекаева и В.?В.?Трунова под руководством Н.?М.?Елизарова, завершились только к 1954 году. Обозначение модернизированного патрона осталось прежним, а индекс ГРАУ изменили на — 7 БЗ-3.

Бронебойно-зажигательная пуля Б-32 обр.1954 года при стрельбе из единого пулемета ПК/ПКМ обеспечивала 80% сквозных пробоин в броневой плите марки 2 П толщиной 10 мм, установленной под углом 900 на дистанции 200 м. В настоящее время патроны 7 БЗ3 выпускаются Новосибирским заводом низковольтной аппаратуры и Барнаульским станкостроительным заводом с биметаллической и стальной лакированной гильзами соответственно.

В начале XXI столетия бронебойно-зажигательная пуля Б-32 (индекс 7 БЗ-3) полностью соответствует предъявляемым к ней требованиям и позволяет поражать любые средства индивидуальной защиты пехоты (бронежилеты, каски) на максимальных дальностях стрельбы, живую силу противника в укрытиях полевого типа на средних и малых дальностях, а также автомобили, цистерны и другие легкобронированные цели. В обозримой перспективе замены бронебойно-зажигательной пуле не предвидится.

БРОНЕБОЙНО-ТРАССИРУЮЩИЕ ПУЛИ БТ/БТ-90

В начале 1930-х годов в Советском Союзе были разработаны и проходили испытания 7,62-мм винтовочно-пулеметные патроны с бронебойно-трассирующими пулями, которые предназначались для поражения легкобронированных целей, а также для целеуказания и корректирования стрельбы.

По сути дела, конструкция первых бронебойно-трассирующих пуль была аналогична трассирующим пулям, в которую был встроен бронебойный сердечник малой длины. По результатам испытаний в 1932 году на вооружение РККА был принят 7,62-мм винтовочно-пулеметный патрон с бронебойно-трассирующей пулей. Патрон с бронебойно-трассирующей пулей и латунной гильзой получил обозначение «7,62 БТ гл» (индекс ГАУ — 57-БТ-322).

Бронебойно-трассирующая пуля БТ (массой 9,9 г) с цилиндрической задней частью состояла из: биметаллической (в ранних образцах — мельхиоровая) оболочки; бронебойного остроконечного сердечника, изготовленного из стали У10 (диаметром 6,8 мм и длиной 14,5 мм); свинцового сердечника, запрессованного в головную часть оболочки; стаканчика с трассирующим составом (длиной 20,0 мм), а так же кольца — для истечения продуктов сгорания трассирующего состава.

По бронепробиваемости пуля БТ немного уступала пулям Б-30 и Б-32 (на дальности 800 м она пробивала авиационную броню толщиной 3–4 мм, на 300 м — 7 мм), но существенно превосходила по этой характеристике трассирующую пулю Т-30. Таким образом, был устранен один из недостатков трассирующих пуль — их слабое действие по защищенной цели. В состав трассера пули БТ входили компоненты: магний (23%), азотнокислый барий (67%), шеллак (10%). Дальность трассирования пули БТ составляла 1000 м, цвет трассы — светло-зеленый. Патроны с бронебойно-трассирующей пулей БТ выпускались с латунной гильзой для сухопутных войск и с биметаллической гильзой ШКАС — для ВВС. Вершинка пули окрашивалась в фиолетовый цвет

Однако пуле БТ был присущ один, но очень существенный недостаток — у нее отсутствовала свинцовая рубашка вокруг бронебойного сердечника, что значительно увеличивало интенсивность износа канала ствола оружия при стрельбе этими пулями. К тому же она обладала слабым заброневым действием. В массовом производстве винтовочно-пулеметные патроны с пулей БТ находились в 1935–1937 годах. Им на смену пришел новый винтовочно-пулеметный патрон с универсальной бронебойно-зажигательной пулей БЗТ.

Вновь к вопросу о бронебойно–трассирующей пуле в России вернулись уже только в конце ХХ столетия. Разработка бронебойно–трассирующей пули современного образца началась в конце 1980-х — начале 1990-х годов в Климовском ЦНИИТОЧМАШе, который вел эти работы совместно с тульским «КБ автоматических линий» и Новосибирским заводом низковольтной аппаратуры. Параллельно работы по бронебойно-трассирующей пуле вел научно-исследовательский институт № 3 ГРАУ Министерства обороны. Результатом работ стало создание конструкторами Новосибирского завода Н.?Я.?Ульяниным и И.?О.?Некрасовым новой бронебойно-трассирующей пули к 7,62-мм винтовочно-пулеметному патрону, принятой на вооружение в Российской армии в 1999 году и получившей обозначение «7,62-мм БТ-90» (индекс ГРАУ — 7 БТ 1).

Пуля БТ-90 предназначается для целеуказания, поражения живых целей, защищенных средствами индивидуальной бронезащиты, легкобронированной и небронированной техники самостоятельно или совместно с другими видами пуль. Пуля БТ-90 — оживальная с задним конусом, пояском и уступами в сторону головной и хвостовой частей. Пуля состоит из основных частей: биметаллической оболочки; бронебойного остроконечного закаленного сердечника из инструментальной стали У12 А (длиной 20,04 мм); трассера-стаканчика, размещенного дном наружу, с трассирующим составом и отверстием-концентратором. Уменьшение ведущей части пули за счет уступов снижает трение в канале ствола при врезании пули в нарезы, в связи с чем сердечник расположен в оболочке без свинцовой рубашки. Пуля БТ-90 снаряжена медленно горящим трассером типа 5 М, по устройству, используемым компонентам и действию аналогичным трассеру пули Т-46 М1, и обеспечивает вынос точки начала трассирования на 50–120 м от дульного среза оружия. Время горения состава с выносом начала трассирования 50–120 м — не менее 2,9 секунды. Дальность трассирования до 1300 м. Цвет трассы красный. Вершинка пули окрашена лаком зеленого цвета.

Пуля БТ-90 имеет характеристики рассеивания такие же, как и у трассирующей пули Т-46 М1. Пуля БТ-90 обеспечивает 80% сквозных пробоин при стрельбе по стальному листу из стали марки 3 толщиной 5 мм, установленном под углом 900 к горизонту на дальности 500 м и 100% сквозных пробоин при стрельбе по стальному листу из стали марки 2 П толщиной 5 мм на дальности 200 м. Выпуск винтовочных патронов с пулей БТ-90 осуществляется на Новосибирском заводе низковольтной аппаратуры.

На настоящий момент 7,62-мм винтовочно-пулеметный патрон 7 БТ1 с бронебойно-трассирующей пулей БТ-90 является самым современным стрелковым боеприпасом этого класса в мире и в ближайшем обозримом будущем может полностью вытеснить из обращения винтовочно-пулеметные патроны с обыкновенной трассирующей пулей.

БРОНЕБОЙНО-ЗАЖИГАТЕЛЬНО-ТРАССИРУЮЩИЕ ПУЛИ БЗТ/ЗБ-46

В 1936 году бронебойно-трассирующая пуля БТ была заменена первоначально в производстве, а впоследствии и на снабжении Красной Армии ее модернизированным вариантом — бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ, которая также предназначалась для стрельбы из винтовок, пехотных и авиационных пулеметов по живой силе, легкобронированным целям, а также для целеуказания и корректировки огня. 7,62-мм винтовочно-пулеметные патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ и латунной гильзой, поступившие на вооружение РККА получили обозначение «7,62 БЗТ гл» (индекс ГАУ — 57-БЗТ-322).

Конструкторы, придав бронебойно-трассирующей пуле зажигательные свойства, устранили главный недостаток пули БТ — ее слабое заброневое действие, являвшееся исключительно важным при стрельбе по боевой технике. Кроме того, зажигательное действие пули БЗТ, обеспечиваемое специальным составом в головной части пули, усилилось за счет пламени горящего трассера, который проникал за преграду вслед за бронебойным сердечником.

Схема пуль 7,62-мм винтовочно-пулеметных патронов (слева – направо): со стальным сердечником ЛПС, бронебойно-зажигательной Б-32, модернизированной трассирующей Т-46М, бронебойно-зажигательно-трассирующей ЗБ-46, бронебойно-зажигательно-трассирующей БЗТ, пристрелочно-зажигательной ПЗ

Схема пуль 7,62-мм винтовочно-пулеметных патронов
(слева – направо): со стальным сердечником ЛПС,
бронебойно-зажигательной Б-32, модернизированной
трассирующей Т-46М, бронебойно-зажигательно-
трассирующей ЗБ-46, бронебойно-зажигательно-
трассирующей БЗТ, пристрелочно-зажигательной ПЗ

Бронебойно-зажигательно-трассирующая пуля БЗТ с цилиндрической задней частью (массой 9,0–9,2 г) представляла собой несколько видоизмененную пулю БТ, у которой перед головной частью бронебойного сердечника вместо свинца находилась навеска зажигательного состава массой 0,2 г. За коротким стальным сердечником размещался стаканчик с запрессованным трассирующим составом. Свинцовая рубашка вокруг сердечника, как и у пули БТ, отсутствовала. Общее устройство элементов, состав трассера, дальность трассирования и характеристики бронепробиваемости у пули БЗТ остались теми же, что и у пули БТ. Уменьшение объема трассирующего состава сократило длину трассы зеленого цвета до 700 м. Вершинка пули БЗТ окрашивалась лаком в фиолетовый цвет с красным ободком.

Наличие в пуле БЗТ зажигательного состава резко повысило ее эффективность действия, по сравнению с пулей БТ. Бронебойно-зажигательно-трассирующая пуля поджигала как защищенный броней бензин — за счет зажигательного состава, так и незащищенный — за счет горения трассера. Но по зажигательному действию во время стрельбы по небронированным целям пуля БЗТ существенно уступала специальным зажигательным пулям. Точно так же, как и пуля Б-32, пуля БЗТ воспламеняла бензин в топливных баках, укрытых за броней, но из-за меньшей массы сердечника толщина пробиваемой брони уменьшилась до 7 мм при стрельбе на 200 м.

Патроны с пулей БЗТ производились в двух вариантах: с латунной гильзой для сухопутных войск и с биметаллической гильзой ШКАС для авиационных пулеметов ВВС.

С началом производства 7,62-мм винтовочно-пулеметных патронов с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей ЗБ-46, производство патронов с пулей БЗТ — как в варианте для оружия сухопутных войск, так и в варианте ШКАС было прекращено. Винтовочно-пулеметные патроны с пулями ЗБ-46 состояли в производстве до самого окончания Великой Отечественной войны и поступали в основном в ВВС.?Производство винтовочно-пулеметных патронов с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей ЗБ-46 было прекращено одновременно со снятием с производства патронов к авиапулемету ШКАС со всеми номенклатурами пуль.

ТРАССИРУЮЩАЯ ПУЛЯ Т-46 М1

В начале 1990-х годов пуля Т-46 М, в числе трассирующих пуль к другим отечественным патронам стрелкового оружия, подверглась последней на настоящий момент модернизации. Модернизация пули была произведена в ЦНИИТОЧМАШе коллективом конструкторов под руководством Л.?И.?Новожиловой и Т.?П.?Васильевой на базе бесперекисных трассирующих и воспламенительных составов. В ходе модернизации трассирующая пуля Т-46 М1 получила трассирующий состав с выносом точки начала трассирования за пределы дульного среза оружия на расстояние 50–120 м. Такое решение позволило уменьшить засветку ночных оптико-электронных прицелов и снизить вероятность обнаружения стрелковой позиции противником в 1,5–3,5 раза, при этом дальность трассирования выросла на 5–10%. В целом, боевая эффективность стрельбы патронами с модернизированной трассирующей пулей повысилась в 1,1–1,3 раза.

В модернизированной трассирующей пуле Т-46 М1 трассер № 5 М содержал три вида горящих пиротехнических составов: воспламенительно-замедляющий ВЗСФ-9 М, переходный и трассирующий МГС-91.

Трассирующий состав МГС-91 состоял из следующих основных компонентов: стронций азотнокислый (51%), порошок магниевый МГФ-3 (18%), порошок алюминиево-магниевый ПАМ-2 (8%), а также графит, углекислый магний, поливинилхлорид, углекислый стронций и смола СФ-022 А. Новый трассирующий состав обладал высокой устойчивостью к разложению в процессе хранения, что обеспечило хранение патронов в герметичной укупорке без стравливающих устройств в течение не менее чем 25 лет. Основные компоненты воспламенительного состава ВЗСФ-9 М: свинцовый сурик (54.5%) и ферросилиций (27%), а также железо, технический бор и графит. В производственно-технологическом плане, в процессе отработки высокочувствительного воспламенительного состава к пуле была обеспечена возможность механизации процесса его приготовления.

После вылета пули из канала ствола горение от воспламенительного состава передавалось переходному составу массой 0,07–0,11 г, состоящему из смеси трассирующего и воспламенительного составов в пропорции 50/50, а затем и к трассирующему составу. Время трассирования — не менее 3 секунд, дальность трассирования до 1300 м, цвет трассы красный. Дополнительным пиротехническим замедлителем обеспечивался вынос начала трассирования на 50–120 м для маскировки стрелка.

При длительном хранении газы, выделяемые пиротехническим составом, вызывают вздутие цинковых (металлических) коробок. В этом случае крышки коробок прокалывают специальным пробойником и после выхода газов герметизируют простейшим способом — кусочком парафинированной бумаги с пушечной смазкой.

Винтовочно-пулеметный патрон с новой трассирующей пулей был принят на вооружение Российской армии в 2002 году и получил обозначение «Т-46 М1» (индекс ГРАУ — 7 Т2 М1). Выпуск патронов с трассирующими пулями Т-46 М1 с биметаллическими гильзами был налажен Новосибирским заводом низковольтной аппаратуры.

ПАТРОНЫ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ПУЛЕМЕТА ШКАС

В 1932 году на вооружение советских ВВС был принят принципиально новый 7,62-мм скорострельный авиационный пулемет конструкции Шпитального-Комарицкого (ШКАС) с уникальным по тем временам темпом стрельбы — 1800–2000 выстрелов в минуту (или иными словами — 30–50 выстрелов в секунду), что требовало невиданных до этого ускорений при перемещении подвижных частей автоматики. Не рассчитанные на столь высокие инерционные нагрузки, штатные винтовочно-пулеметные патроны, попадая в подающий механизм оружия, деформировались, наблюдались случаи демонтажа обычных патронов, а из-за сокращенного времени цикла перезаряжания — даже разрыва гильз, что приводило к трудноустранимым задержкам при стрельбе. Поэтому специально для авиационных пулеметов ШКАС под руководством Н.?М.?Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищенные броней. Патроны для авиапулеметов изготавливались с меньшими допусками (повышенной точности) и более прочной сборки, что было необходимо для обеспечения повышенной скорострельности и синхронной стрельбы через винт. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при очень высоком темпе стрельбы были утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введен двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. Пуля крепилась в гильзе двумя завальцовками. Гильзы для специальных патронов к авиационным пулеметам ШКАС выпускались только биметаллическими.

Для 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС обр. 1932 года, СН (Савина — Норова) обр. 1937 года, Ультра-ШКАС обр. 1939 года применялись специальные винтовочно-пулеметные патроны с пулями: Л (индекс 57-Н-425); Т-30 и Т-46 (индекс 57-Т-425); Б-32 (индекс 57-БЗ-425); Б-32 (индекс 57-БЗ-425); БЗТ (индекс 57-БЗТ- 425); З (индекс 57-З-425); ПЗ (индекс 57-ЗП-425). Они имели следующие особенности устройства:

  • утолщенные для прочности стенки гильзы;
  • лаковое покрытие биметаллических гильз для исключения тугой экстракции (кроме патронов с капсюлем, окрашенным лаком красного цвета);
  • более глубокая посадка капсюля с колпачком уменьшенной высоты;
  • крепление капсюля круговым наплывом. Кроме того, патроны с пулей Л имеют более глубокую (на 2 мм) посадку пули и двойную завальцовку стенки дульца гильзы.

На дне гильзы патронов для пулеметов ШКАС, помимо стандартных обозначений даты выпуска (двух последних цифр года выпуска и номера завода-изготовителя, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашивался лаком красного цвета. В остальном окраска оставалась стандартной для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия, в пулеметах ШКАС не могли применяться, а патроны ШКАС с лакированной биметаллической гильзой, имеющие красную окраску капсюля, использовать для стрельбы из винтовок и карабинов запрещалось, так как они могли давать осечки (из-за глубокой посадки капсюля) и тугую экстракцию.

Сергей Монетчиков
Фото из архива автора
Братишка 01-2012

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль