Оружие органов правопорядка. Перспективы пистолетов-пулеметов в России

Оружие органов правопорядка

Оружейная классификация постоянно изменяется. Это связано с непрерывным совершенствованием стрелкового оружия, появлением новых образцов. Так, с принятием в 1930 году на вооружение Красной Армии патрона 7,62?25 ТТ, под него были разработаны и поступили на вооружение пистолеты-пулеметы 1-го поколения: ППД, ППШ и ППС, которые заняли в классификации оружия нишу между пистолетами и самозарядными винтовками. Стрельба из них велась с заднего шептала, запирание осуществлялось свободным затвором. В 1950-х годах эти пистолеты-пулеметы были сняты с вооружения Советской Армии как класс оружия, так как на смену им пришли автомат АК-47 под промежуточный патрон 7,62?39 и автоматический пистолет АПС под патрон 9?18 ПМ.

Оружие органов правопорядка

В 1960-е годы в мире появились малогабаритные легкие пистолеты-пулеметы, некоторые из них работали с переднего шептала и имели варианты с глушителями. Эти модели в оружейной классификации заняли нишу между автоматическими пистолетами и автоматами. Отечественные пистолеты-пулеметы, разработанные в конце 1960-х (2-го поколения), были достаточно легки и компактны, работали с переднего шептала и оснащались глушителями, но проведенные испытания показали, что патрон 9?18 ПМ не обеспечивает требуемой эффективной дальности стрельбы и эти модели не были приняты на вооружение.

С ростом преступности в начале 1990-х годов МВД России столкнулось с тем, что армейское оружие для полицейских целей не пригодно. ПМ не отвечает многим современным требованиям к служебному пистолету, а автоматы обладают очень большой мощностью и их применение в мирное время в городских условиях опасно для добропорядочных граждан не меньше, чем для преступников, и автоматная пуля калибра 5,45 мм обладает высокой способностью к рикошету. В связи с этим вспомнили о существовании ПП.

Во всем мире пистолет-пулемет уже давно был одним из основных видов автоматического оружия для сил правопорядка. Специфика полицейских операций в том, что огневой контакт происходит, как правило, на небольших дистанциях, на которых пистолетная пуля обладает высоким останавливающим действием при необходимом пробивном. Кроме этого, опасная зона при работе из ПП значительно меньше, а кучность автоматического огня выше, чем у автомата. Кроме того, ПП достаточно компактен, легок, на него относительно просто можно поставить глушитель. Благодаря этим качествам образцы 1970-х получили вторую жизнь после некоторых доработок для оснащения подразделений МВД стали выпускать КЕДР Е. Ф.Драгунова (г.Ижевск), «Кипарис» Н. М. Афанасьева (ЦКИБ СОО г. Тула). Кроме этого, в КБП (г.Тула) были разработаны ПП-90 и ПП-93 под патрон 9?18 ПМ.

Оружие органов правопорядка

Для повышения бронепробиваемости; патрон; 9?18 ПМ было  решено модернизировать (усилить), но так, чтобы его все же можно было использовать для стрельбы из штатного оружия. Однако получить требуемые характеристики в пределах имеющегося резерва у штатного оружия по импульсу не удалось. В результате на снабжение МВД был принят новый патрон 9?18 ПММ, который использовать для стрельбы из штатного оружия запрещено (дульная энергия модернизированного патрона была увеличена почти в 1,7 раза).

Параллельно с разработкой велись работы по усовершенствованию и некоторых образцов ПП с целью обеспечить возможность стрельбы из одного образца как штатным патроном ПММ, так и модернизированным. Сама идея создания подобного оружия весьма заманчива, но при ее реализации возникает ряд вопросов, которые, скорее всего, приведут к тому, что от нее откажутся. Как старый, так и новый вариант патронов имеет свои достоинства и недостатки, но в целом оба не отвечают требованиям сегодняшнего дня по действию пули. Поэтому в России ведутся работы по созданию отечественного патрона, взаимозаменяемого со стандартным патроном НАТО 9?19. Под него будут разрабатываться не только пистолеты, но и ПП, которые могут найти достаточно широкое применение как в подразделениях МВД, так и для вооружения личного состава армии, не принимающего непосредственного участия в боевых действиях, но нуждающегося в оборонительном оружии. Естественно, требования МВД к ПП несколько отличны от требований министерства обороны, но в целом ПП могут быть выполнены на единой базе с теми или иными отличиями.

Оружие органов правопорядка

За последние годы в результате эволюции в развитии стрелкового оружия можно говорить, что для ПП образовалась ниша, из которой вытеснить его, как класс оружия, не смогут ни автоматические пистолеты, ни малогабаритные автоматы, так как они практически достигли предела в своем развитии по весовым и габаритным характеристикам. Поэтому ПП по своим характеристикам должны находиться в пределах образовавшегося коридора (масса в пределах 1,1–2,1 кг и длина 250–350 мм).

С одной стороны, пистолет-пулемет пересекается по боевым возможностям с автоматическим пистолетом, а с другой – с малогабаритным автоматом, причем практически ничем не уступая своим соседям. Так ПП, находящийся на границе с автоматическим пистолетом, уступает последнему незначительно в габаритах и в удобстве стрельбы навскидку, так как пистолетная рукоятка выполняется прямой, однако это обеспечивает ПП превосходство над автоматическим пистолетом в емкости магазина.

Оружие органов правопорядка

Наличие закрытого затвора исключает неприятное психологическое ощущение и предотвращает нанесение травм стрелку при стрельбе с прикладом, если произведена неправильная изготовка; наличие неотъемного приклада исключает его потерю и повышает боевую готовность. При производстве ПП применяются более производительные технологии, обеспечивающие преимущество по себестоимости. В остальном же ПП и автоматический пистолет могут быть абсолютно равноценны.

Что касается ПП, находящихся на границе с малогабаритными автоматами, то здесь последние имеют некоторое преимущество по эффективной дальности стрельбы. Но это оружие предназначено для ближнего боя, ПП имеет преимущество по кучности стрельбы, так как при равной массе он стреляет боеприпасами с меньшим импульсом, что обеспечивает лучшую устойчивость оружия при стрельбе. Масса ПП вместе со снаряженными запасными магазинами значительно меньше массы малогабаритного автомата при равном боекомплекте. Так, при боекомплекте в 180 патронов ПП будет весить не более 5 кг, а малогабаритный автомат 9А-91 имеет массу 7,9 кг.

Конструктивно ПП проще автомата, что гарантирует ему меньшую себестоимость при равноценном производстве. В остальном они могут быть равноценны.

Оружие органов правопорядка

Получается, что существование ПП, находящихся на границах данного коридора, оправдано, но не следует забывать и «золотую середину», то есть необходимо создать пистолетно-пулеметный комплекс 3-го поколения, который будет отвечать не только требованиям всех силовых ведомств, но и будет конкурентоспособен на мировом рынке оружия. Деление ПП должно осуществляться по весовому признаку, так как именно с весом связаны габариты оружия: сверхлегкий пистолет-пулемет (СПП), легкий пистолет-пулемет (ЛПП) тяжелый пистолет-пулемет (ТПП).

Пистолетно-пулеметный комплекс 3-го поколения должен впитать в себя все самое лучшее, что имеется сейчас в мире оружия и отвечать следующим требованиям: работать с переднего шептала; органы управления оружием должны быть удобны, как «левше», так и «правше», причем переключение их должно производиться рукой, удерживающей оружие; у систем, выполненных по «пистолетной схеме», защелка магазина должна выключаться рукой, удерживающей оружие, и должно быть обеспечено выпадение пустого магазина из горловины; у ПП, выполненных по классической схеме, должна быть предусмотрена возможность сбора магазинов в блоки.

ПП должны иметь остановы затворов по-пистолетному, а для обеспечения повышенной безопасности и боеготовности – механизм самовзвода или должны оснащаться автоматическим предохранителем. Должна быть предусмотрена возможность установки в оружии ЛЦУ; прицельное приспособление должно быть регулируемым и должна быть предусмотрена возможность приведения оружия к нормальному бою как с глушителем, так и без глушителя; ПП должен иметь возможность ведения непрерывного автоматического огня, причем темп стрельбы должен быть не выше: для СПП – 900 выстр./мин, ЛПП – 750 выстр./мин, ТПП – в пределах 500-650 выстр./мин.

Оружие органов правопорядка

Габариты ПП должны быть такими, чтобы оружие было удобным при эксплуатации, причем длина базовых образцов (минимальная длина оружия, которая может быть увеличена за счет длины ствола и приклада) должна быть для СПП – 250 мм, ЛПП – 300 мм, а ТПП – 350 мм. Масса базовых ПП (минимальная масса образца, которая может быть увеличена за счет ствола, прицела и т.д.) с магазином без патронов должна быть в пределах: для СПП 1,1–1,4 кг, ЛПП 1,4–1,8 кг, ТПП 1,8–2,1 кг.

Для увеличения устойчивости оружия при стрельбе на ПП могут устанавливаться: глушитель, прицелы различного типа, магазины большой вместимости, а также насадки различного назначения. Кроме того, СПП сам может устанавливаться на другой вид оружия.

Основным патроном для оружия 3-го поколения должен стать отечественный патрон 9?19, но в целом ряде случаев желательно использование патронов 9?18 ПМ и 7,62?25 ТТ. Это связано с тем, что для СПП, который может применяться в некоторых подразделениях МВД, предпочтителен патрон 9?18 ПМ. Благодаря своему небольшому импульсу он обеспечивает наилучшую устойчивость при автоматической стрельбе, и опасная зона при работе из СПП под этот патрон составляет всего до 350 м. Для ТПП предпочтителен 7,62?25 ТТ, который обладает хорошими баллистическими качествами. К сожалению, он не состоит на вооружении армии, однако до конца 1980-х годов выпускался промышленностью, и большое количество этих патронов хранится на армейских складах. По сути дела, патрон 7,62?25 ТТ находится в «запасе» и в случае острой надобности его использование предполагается. Практически это означает принять его на вооружение, что приведет к значительному затруднению снабжения войск, так как на вооружении армии будут находиться тогда три пистолетных патрона: 9?19, 9?18 ПМ и 7,62?25 ТТ. Чтобы этого не произошло, министерству обороны желательно избавиться от устаревшего морально, технически и далеко небезопасного оружия, а патроны 7,62?25 ТТ передать в МВД.

Оружие органов правопорядка

Оружие органов правопорядка

Оружие органов правопорядка

МВД, приняв на вооружение патрон ТТ, также сократит номенклатуру используемых боеприпасов, так как ТПП под патрон 7,62?25 ТТ может вывести из обращения не свойственное для милиции армейское оружие под патроны 5,45?39 и 7,62?39.

Передача патрона 7,62?25 ТТ МВД выгодна для всех, потому что под него уже разрабатывается современное оружие, которое при необходимости можно быстро перевести под патрон 9?19, что резко сократит сроки постановки подобного оружия на вооружение армии. Патроны 7,62?25 ТТ уменьшают для государства себестоимость оружия почти в 2 раза, так как себестоимость полного комплекта боеприпасов равна примерно стоимости самого образца.

Изготовление патронов 7,62?25 ТТ государством давно оплачено. Сам же патрон 7,62?25 ТТ пользуется огромным уважением не только у нас, но и за рубежом, что дает возможность экспортировать оружие в некоторые страны, где есть подобные патроны.

Владимир Злобин
Фото редакции
Солдат удачи, 2-1997

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль