Стрельба с подвижных средств (Часть I)
В бою могут возникать условия, когда мотострелковые подразделения будут действовать не в пешем боевом порядке, а на боевых машинах пехоты (БМП), бронетранспортерах (БТР), а также на вертолетах и вести с них огонь из стрелкового оружия.
Способы стрельбы с подвижных средств
Огонь с ходу применяется во время атаки, контратаки и при преследовании отходящего противника. Стрельба с ходу из-за значительных и постоянных колебаний (качаний) машины ведется, как правило, в пределах дальности прямого выстрела.
Колебания машины во время движения не только существенно затрудняют наблюдение и обнаружение целей, но и чрезвычайно затрудняют прицеливание: точно навести оружие в цель практически невозможно даже при средней боевой скорости машины. Опытные стрельбы показывают, что колебания машины вызывают ошибки в прицеливании до 20 тысячных (0–20), т. е. в 10 раз больше, чем при стрельбе с места из неустойчивых положений. Поэтому стрельба с ходу эффективна только по групповым целям и крупным одиночным целям на близкие расстояния.
Для уменьшения колебаний машины механик-водитель должен выбирать наиболее удобный путь движения на указанном направлении, а стрелки - уметь выбирать наиболее выгодные моменты для ведения огня. Для этого в ходе тренировочных занятий и учебных стрельб у обучаемых необходимо вырабатывать «чувство машины», т. е. способность ощущать колебания корпуса машины во время ее движения и правильно выбирать наиболее выгодные моменты для производства очереди.
Прицел при этом устанавливается согласно дальности прямого выстрела и в ходе стрельбы не может меняться. Точка прицеливания выбирается, как правило, на уровне нижнего края цели, а по боковому направлению в зависимости от скорости и направления движения машины относительно цели и характера цели (появляющаяся или движущаяся).
Помимо трудностей в наблюдении и наводке оружия, вызываемых колебаниями корпуса машины, стрельба с ходу осложняется еще следующими обстоятельствами. Движение машины на поле боя может быть различным по направлению относительно цели. Направление движения машины относительно цели характеризуется курсовым углом. В зависимости от величины курсового угла машины направление движения может быть фронтальным, косым и фланговым.
При фланговом и косом движениях бронетранспортера (БМП) пули отклоняются в сторону направления движения машины, так как при вылете из канала ствола они сохранят и скорость движения машины. Это особенно сказывается при фланговом движении. Величина отклонений пуль возрастает с увеличением скорости движения машины. Округленно угловые отклонения пуль в тысячных при фланговом движении составляют следующие величины (см. таблицу):
Вид оружия | Скорость машины, км/ч | |||
5 | 10 | 15 | 20 | |
АК-74 и РПК-74 | 2 | 4 | 6 | 8 |
ПКМ | 1,5 | 3 | 4,5 | 6 |
Из таблицы видно, что при средней боевой скорости машины 12–15 км/ч отклонения пуль составляют 5–6 тысячных дальности. Это даст, например, на дальность 300 м отклонение пуль на 1,5–1,8 м, что следует учитывать при стрельбе, особенно по узким целям.
Точку прицеливания по боковому направлению при стрельбе необходимо выбирать:
а) при фронтальном движении машины:
- по появляющейся и неподвижной цели - посередине нижнего края цели;
- по движущейся цели - в зависимости от способа стрельбы;
б) при фланговом движении машины:
- по появляющейся и неподвижной цели - в стороне, противоположной направлению движения машины, с учетом скорости движения, т. е. 4 тысячных на каждые 10 км/ч;
- по цели, движущейся параллельно машине в одном направлении с ней и примерно с одинаковой скоростью, - посередине нижнего края цели;
- по цели, движущейся параллельно машине в одном направлении с ней, но с разными скоростями, - вперед (сзади) цели на 4 тысячных, если разность скоростей 10 км/ч и цель при этом движется быстрее (медленнее);
- по цели, движущейся параллельно машине, но в разных направлениях с ней, - в стороне, куда движется цель, на величину двух поправок (на скорость машины и цели);
в) при косом движении машины - в той же стороне, что и при фланговом движении, но величину выноса необходимо уменьшать в два раза; если точка прицеливания не выходит при этом за габариты цели, то ее можно не выносить.
Вынос точки прицеливания на боковой ветер учитывается так же, как и при стрельбе с места.
Наконец, при стрельбе с ходу, особенно при фронтальном движении машины, непрерывно изменяется дальность до цели, что осложняет и подготовку данных, и корректирование огня.
Все эти особенности делают способ стрельбы с ходу наиболее трудным, требующим от бойцов высокой выучки и мастерства.
Огонь при стрельбе с ходу следует открывать только в следующих случаях:
- при наименьших колебаниях машины, когда она движется по ровному участку местности или когда колебание начинает менять свое направление (затухает);
- когда скорость машины не изменяется;
- когда линия прицеливания приближается к выбранной точке прицеливания и в момент производства очереди ее пересекает;
- когда машина при стрельбе на плаву выходит на гребень волны или находится между двумя гребнями;
Стрельба с ходу ведется из пулеметов на установке с открепленным механизмом наводки, и только в том случае, когда патронная лента снаряжена попеременно патронами с обыкновенными и трассирующими пулями.
Огонь с коротких остановок применяется в наступлении и встречном бою по целям, которые огнем с ходу не представляется возможным поразить. Правила стрельбы с коротких остановок по различным целям те же, что и правила стрельбы с места.
Огонь с коротких остановок, как и стрельба с ходу, может вестись из стрелкового оружия десанта и из пулеметов, установленных на бронетранспортере (БМП). Установка прицела и целика определяется соответственно дальности от предполагаемой остановки до цели. Места для остановок машины следует выбирать по возможности за укрытиями (в складках местности, за кустарником или местными предметами). Если местность открытая, остановки необходимо делать более короткими, позволяющими произвести две-три короткие очереди. Расстояние между двумя остановками зависит от условий обстановки, местности, результатов огня и готовности пулеметчика к производству стрельбы. Огневая задача обычно решается с 1–3 коротких остановок. Как и при стрельбе с ходу, при этом способе обнаружение цели и определение исходных установок производится во время движения, а также прицеливаться надо во время движения и торможения машины. В момент остановки необходимо уточнить наводку и открыть огонь. Команду водителю на остановку машины («Короткая») подает наводчик, а движение возобновляется по команде командира или наводчика. Во время остановки уточняется наводка и производятся две-три очереди, после чего машина немедленно продолжает движение. При этом необходимо помнить, что движение машины между остановками совершается с максимально возможной скоростью.
Такие условия требуют от стреляющих сноровистых и быстрых действий с оружием и умения не терять цель при остановке машины, когда даже при плавном торможении в момент полной остановки корпус машины получает толчок. Большое значение для успешной стрельбы с коротких остановок имеют умелые действия механика-водителя, который должен уметь останавливать машину плавно, не допуская ее колебаний и разворотов при остановке. Для сохранения темпа наступления скачки между короткими остановками совершаются на максимальных скоростях. Расстояние между короткими остановками зависит от интенсивности огня противника и характера местности и составляет обычно 50–100 м, продолжительность остановки - 10–12 секунд днем и до 14–16 секунд ночью.
Огонь с места ведется в обороне, при действии в засаде и при отражении контратаки противника из оружия, установленного на бронетранспортере (БМП). Остальной личный состав мотострелковых подразделений действует при этом обычно в пешем боевом порядке.
Этот способ по действительности огня не уступает стрельбе с земли и позволяет поражать наземные цели из крупнокалиберного пулемета (КПВТ) на дальности до 2000 м, а из пулеметов Калашникова (ПКТ и ПКБ) - до 1000 м. Наличие механизмов наведения пулеметов позволяет также при стрельбе с места в определенных условиях вести огонь в промежутки и из-за флангов своих подразделений.
Стрельба из стрелкового оружия десанта
Из стрелкового оружия десанта - автоматов, ручных и ротных пулеметов - стрельба с бронетранспортера (БМП), как уже говорилось выше, обычно производится с коротких остановок и с ходу через бойницы и поверх борта на дальности до 400 м.
С коротких остановок с бронетранспортера (БМП), а также с переправочных средств при спокойном состоянии водной поверхности, огонь ведется в основном по тем же правилам, что и при стрельбе с места. В подготовке исходных данных учитывается следующее. Так как
отыскание и выбор цели производятся в движении, то установку прицела следует определять не в момент обнаружения цели, а по дальности от места предполагаемой остановки. Если, например, бронетранспортер (БМП) движется фронтально навстречу цели со скоростью 15 км/ч (~4 м/сек), то за время подачи команды и изготовки к стрельбе, которое может составить в среднем 20 сек, величина изменения расстояния до цели будет равна 80 м, т. е. округленно одно деление прицела. Если огонь ведется в сторону правого (левого) борта при движении машины со скоростью 10 км/ч, точку прицеливания необходимо выносить на 4 тысячные (округленно) в сторону, противоположную движению машины. При стрельбе по живой силе нужно запомнить следующее правило: точку прицеливания необходимо выносить вправо (влево) при ведении огня с правого (левого) борта на число фигур (округленно), равное числу сотен метров до цели.
Поправку на фланговое движение машины со скоростью 10 км/ч относительно плоскости стрельбы при стрельбе из автомата Калашникова АК-74 необходимо определять количеством фигур, численно равным установке прицела.
При стрельбе из пулемета ПКМ поправку принимают равной двум делениям целика. Точка прицеливания (целик) выносится в сторону, противоположную движению машины. При косом движении машины поправку необходимо уменьшить в два раза.
Место для первой остановки по возможности надо намечать на дальности прямого выстрела по цели данной высоты; с этих дальностей огонь с коротких остановок будет более действительным. Напомним эти дальности по типичным целям.
Поправки дальности на внешние условия стрельбы не учитываются, на боковой ветер поправки берутся в фигурах цели.
Огонь следует вести очередями не менее чем в 4–5 патронов, а по важным и опасным целям - длинными очередями; при корректировании огня по дальности надо учитывать, помимо величины отклонения пуль, еще и расстояние между остановками. Например, наблюдая при стрельбе по ручному противотанковому гранатомету (РПГ) с прицелом 4 недолеты с первой остановки, со второй остановки (приблизившись к цели на 50–70 м) надо продолжать стрельбу с тем же прицелом и точкой прицеливания. Повышать точку прицеливания, как это надо было бы сделать при стрельбе с места, не следует, так как величина недолета компенсируется скачком бронетранспортера (БМП) до второй остановки.
С ходу огонь ведется, как правило, по групповым целям на близких расстояниях длинными очередями, колебания корпуса машины в большинстве случаев не позволяют пользоваться прицельными приспособлениями, поэтому с ходу ведется обычно направленный огонь; для лучшего корректирования выгодно применять патроны с трассирующими пулями. Огонь следует открывать в момент наименьших колебаний корпуса, когда бронетранспортер (БМП) движется по ровному участку местности и скорость его не изменяется.
Направленный огонь не требует подготовки исходных данных, наводка оружия производится по стволу и, конечно, никакие поправки на внешние условия стрельбы не учитываются. Однако, как указывалось выше, при фланговом движении бронетранспортера (БМП) относительно цели следует учитывать поправку на движение своей машины. Практически можно поступать так: при стрельбе с левого борта наводить в левый край широкой групповой цели, при стрельбе с правого борта - в правый край цели; если цель узкая - наводить соответственно левее (правее) цели.
Для повышения действительности стрельбы с ходу выгодно применять сосредоточенный огонь тех средств десанта, которые имеют возможность вести огонь по данной цели. Эффективность огня при этом можно повысить за счет увеличения числа коротких очередей в единицу времени.
Для стрельбы из бронетранспортера и автомобиля с места, с короткой остановки или с ходу оружие десанта можно применять как из бойниц, так и поверх бортов. При этом спинки сидений и другие детали внутри кузова бронетранспортера могут использоваться в качестве опоры для рук, предплечья, бока и ног. Под цевье надо подкладывать ремень автомата (пулемета); ноги сошки ручного пулемета при этом складываются.
Ствол автомата (пулемета) при стрельбе через бойницу бронетранспортера подавать вперед так, чтобы прорезь прицела находилась примерно в 5–7 см от борта, а детали машины не мешали движению рукоятки затворной рамы.
При принятии положения для стрельбы поверх борта необходимо встать обеими ногами на днище бронетранспортера, слегка согнув их в коленях, или левым коленом на сиденье и перенести дульную часть автомата (пулемета) через борт.
Для стрельбы из автомата через бойницу боевой машины пехоты БМП-1, БМП-2, БМП-3 необходимо открыть заслонку бойницы, установить автомат в бойницу и присоединить к нему гильзосборник.
Несмотря на низкую действительность огня, стрельба с движущихся машин оказывает сильное моральное воздействие на противника, лишает его возможности вести меткий прицельный огонь и тем самым уменьшает вероятность поражения наших войск.
Стрельба из пулеметов, установленных в бронетранспортере
На различных видах бронетранспортеров (БМП) могут быть разные типы установок для пулеметов; в данной статье правила стрельбы описываются для бронетранспортеров БТР-60 ПБ, БТР-70 и БТР-80, а также для БРДМ-2 с двумя установленными в них пулеметами - крупнокалиберным КПВТ и спаренным с ним пулеметом ПКТ. Для ведения прицельного огня из этих пулеметов имеется оптический прицел с неподвижными шкалами прицеливания и боковых поправок. Исходными установками для стрельбы с таким прицелом являются: прицел, прицельная марка и точка прицеливания.
Прицел назначается соответственно расстоянию до цели с учетом поправок на внешние условия стрельбы. Для пулемета ПКТ эти правила совпадают с рассмотренными ранее для пулеметов под 7,62-мм винтовочный патрон, а для 14,5-мм крупнокалиберного пулемета КПВТ имеют отличия.
Поправки дальности на изменение температуры воздуха учитываются только на расстояния свыше 1000 м следующим образом.
Дальности прямого выстрела для пулемета КПВТ по типичным целям составляют:
- по бронетранспортеру (БМП) (высота 2,6 м) - 1100 м;
- по автомобилю (высота 2,0 м) - 1000 м;
- по орудию (высота 1,1 м) - 800 м.
Для пулеметов бронетранспортера, особенно крупнокалиберного, часто будут ставиться задачи по поражению движущихся целей - бронемашин противника, автомобилей и т. п.
На каждые 10 км/ч скорости цели упреждение равно для КПВТ - 3 тысячным, для ПКТ - 4 тысячным. Так как в боевой обстановке определить скорость цели довольно трудно, надо помнить, что средняя боевая скорость движущихся целей 12–15 км/ч. Поэтому при затруднениях в определении скорости можно брать при фланговом движении цели упреждение 0–06 (три деления шкалы боковых поправок прицела), что в большинстве случаев соответствует указанной средней скорости. При косом движении цели, как обычно, упреждение берется в два раза меньше. Практически для оптического прицела, где цена делений шкалы боковых поправок составляет 2 тысячные (0–02), при косом движении цели со скоростью 12–15 км/ч упреждение можно брать 0–04 (два деления шкалы боковых поправок).
Наибольшую трудность в подготовке исходных данных представляет расчет суммарной поправки на движение цели и боковой ветер. Нужна значительная практика в решении различных задач, чтобы в уме достаточно быстро и правильно подсчитать суммарную поправку.
Приведем примерный порядок решения такой задачи. Наводчик пулеметов бронетранспортера обнаружил в своем секторе обстрела цель - наступающий бронетранспортер противника - на дальности 1000 м; движение цели слева направо под острым углом к направлению стрельбы; ветер справа боковой сильный.
При расчете суммарной поправки можно рассуждать так:
- движение цели косое вправо - упреждение брать вправо 0–04;
- ветер справа сильный - поправку ввести также вправо 0–02 (для умеренного ветра 0–01);
- общая поправка вправо 0–06 (прицеливаться, используя третий штрих слева от центральной марки).
Подобным образом, применяя мнемонические правила, достаточно просто и быстро определяется суммарная поправка на движение цели и боковой ветер.
(Начало. Окончание в статье
«Стрельба с подвижных средств (Часть II)»)
Сергей Монетчиков
Фото Владимира Николайчука
Братишка 08-2010
- Статьи»Профессионалы
- mercenary35920
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи