Мой Мортимер
Все мы читали классиков, в их произведениях непременно были герои, вооруженные кремневыми ружьями. Они покоряли новые земли, участвовали в бесчисленных войнах… Кремневые ружья - какие они были? Как работали, что они могли? Авторы описывали их с восхищением; их восторг отчасти понятен - в те времена их сравнивали между собой или с луком и стрелами. Как соотносятся они с современным оружием?
В России существуют современные описания ружей той эпохи, но они скорее искусствоведческого плана, уделяется внимание формам, резьбе, инкрустации. В альбомах с дорогостоящей полиграфией внимание авторов приковано к виртуозной работе граверов… Но как эти ружья работали? Ответа нет. Читаешь у современных авторов: прусский солдат делал шесть выстрелов в минуту. Откуда взята эта цифра, корректен ли перевод, либо это цитата из непереведенных похождений барона Мюнхаузена? Можно проанализировать довольно подробные материалы российской артиллерийской комиссии тех времен. Да, это серьезные документы, но где скорость пуль, точные данные по баллистике? Вопросов больше, чем ответов.
Что ж, «русский словам не верит», берем ружье в руки.
Из этого конкретного ружья мною лично, круглой пулей по мишеням, произведено две с небольшим сотни полноценных выстрелов. Проанализированы литературные источники, бесчисленные публикации современных стрелков из дульнозарядного оружия чужих стран, отчеты соревнований и победы с этим ружьем. Собраны соответствующие аксессуары, отработаны приемы заряжания, стрельбы и чистки оружия. Работа продолжается, но уже можно начать рассказ, уже чувствую, что имею моральное право поделиться своими ощущениями.
Это точная копия ружья начала XIX известной английской оружейной компании «Мортимер и сыновья», существовавшей длительное время на рубеже XVIII–XIX веков.
Ружья этой компании широко известны во всем мире. Они славились прекрасным боем, были сделаны с английской тщательностью и передовыми на то время технологиями. Образцы ружей этой фирмы хранятся в музеях почти всех правящих домов Европы. Не обошли вниманием ружья Мортимер и русские императоры, их можно обнаружить в музейных хранилищах Санкт-Петербурга.
По музейным образцам, по сохранившимся чертежам воссоздано это ружье. Без изменений и изъятий. Правда, это копия образца одной из модификаций; английская фирма выпускала свои ружья, время от времени меняя некоторые детали, профиль деталей. Делалось это не только в стремлении совершенствовать ружье, но и выполнялось желание заказчика. Были ли изменения на пользу или во вред, сказать сейчас сложно. Одно для нас важно - в данном случае скопировано самое типичное ружье «Мортимер». Точностью копии (реплики) определяется ее материальная ценность на современном рынке.
Чтобы продолжить дальше, необходимо сделать отступление. Последние 30-35 лет в мире растет и ширится движение стрелков из воссозданного исторического оружия. Существуют национальные ассоциации разных стран, есть и Всемирная ассоциация стрелков из оружия на черном порохе MLAIС, проводятся национальные, европейские и мировые первенства. Поднят вопрос о включении этой дисциплины в олимпийскую программу.
И миллионы любителей этого вида стрельбы, независимо от пола и возраста, проводят свои уикенды и отпуска в воссозданных лагерях. Одежда, аксессуары, обстановка… – все соподчинено оружию и тому времени, когда оно было создано.
Кто заказывал ружья у фирмы «Мортимер» в те далекие годы? В начале XIX века, по оценкам современников, стоимость подобного ружья в Росси была сопоставима со стоимостью приличной деревеньки с крестьянами, избами, пашнями, т.е. много. Как всегда, для кого-то много, для кого-то…, но факт остается фактом: это была большая ценность, доступная далеко не каждому.
Ружье оснащено разновидностью французского батарейного замка конструкции Марина ле Буржуа, разработанного в промежутке между 1610 и 1615 годом. Интересной деталью конкретно этой конструкции является предохранитель позади курка, ползун которого выведен на внешнюю сторону замочной доски. Эта деталь напоминает нам о долгом (вплоть до 1720 года) доминировании в английском оружии замков с собачкой (doglock) – дополнительной деталью, удерживавшей курок на полувзводе.
Французский батарейный замок имел дополнительный вырез полувзвода на курке и в такой детали не нуждался.
Судя по иностранной литературе, замок давал возможность произвести выстрел, даже сидя на скачущей лошади. И такое упражнение включено сейчас в правила некоторых соревнований.
С кремневой шомполкой – на линию огня.
…Мы долго готовились к тестовым стрельбам теоретически, при поступлении оружия к нам для детального изучения и тестовых стрельб - практически. Для понимания всего процесса использования кремневого ружья в сравнении с современными ружьями уместно сопоставить акустическую классическую семиструнную гитару и современный плеер.
Выстрел из кремневого ружья рукотворен от начала и до конца, где стрелок – участник всего процесса: надо со знанием дела, вдумчиво и правильно проделать определенную последовательность операций.
Эти операции требуют понимания того, что ты делаешь, тогда появится определенная сноровка в руках. Выстрел, по ощущению отдачи, отличается от привычного нам современного огнестрельного оружия: он приятен, и хочется еще и еще стрелять. Сказывается процесс растянутости в горении пороха и соответственно получения отдачи. Она не такая резкая, хотя и достаточно ощутимая.
Прогресс науки и техники свел производство выстрела к простым несложным операциям: совместил прицел и цель, нажал на спуск - все, больше от вас ничего не зависит. Остальное сделано в Ижевске, Вятских Полянах или Риихимяки. В дульнозарядном оружии для производства точного выстрела необходимы знания, определенная сноровка и простой человеческий труд; тут выстрел зависит от понимания процесса отдачи.
Прицельные приспособления, как и само историческое оружие, также аутентичны и также являются совершенным инженерным решением. Это очень точные апер-турные прицелы, воспроизводящиеся специально для любителей и спортсменов, стреляющих из оружия на дымном порохе.
Может быть, в этом кроется таинственная притягательность дульнозарядного оружия. Мы становимся творцами процесса выстрела, и выстрел в большой степени начинает зависеть от нас лично, а не от инженеров САКО или Сваровского. Кто-то наверняка вспомнит старые анекдоты про молодость и мудрость: «Кому-то важен результат, а кому-то сам процесс». Это как творить музыку своими руками: подтянув струны и чуть-чуть сосредоточившись, погрузившись в эпоху написания музыки, и только затем уж коснуться струн, а не сунуть наушник в ухо, жвачку в рот.
Срабатывание ударного спускового механизма сравнимо со многими известными охотничьими курковыми ружьями. Но есть «но». Во-первых, должны появиться искры, вспыхнуть порох на полке, и уж затем воспламенится основной заряд – и тогда раскатистый бу-у-ух!. Падение курка и выстрел отделяют доли секунды. Хорошо это или не очень, но знатоки уверяют: этих долей, когда ружье полностью спокойно, вполне достаточно для окончательной корректировки прицела. Это позволяет производить удивительно точные выстрелы. Растянутый во времени процесс позволяет проконтролировать положение оружия после толчка полученного от удара курка. Именно доли секунды оружие не испытывает ни воздействия от пальца на спусковом крючке, ни от каких-то перемещающихся деталей ударно-спускового устройства. Оружие замерло, что позволяет чуть откорректировать прицел. В этом явлении необходимо разобраться, прочувствовать ощущения от выстрела. После нескольких выстрелов возникает жажда стрелять десятки и сотни раз. И уже появляется некоторый опыт после сотен выстрелов.
Как любители футбола разбирают каждый гол, забитый своими любимыми игроками, так и с историческим оружием - ловишь себя на мысли о том, что впечатления от стрельбы надолго удерживаются в памяти, хочется проанализировать свои действия после каждого выстрела.
И еще: правила осторожности при обращении с историческим оружием должны соблюдаться неукоснительно! Никакой спешки! Все должно быть последовательно, чинно и аккуратно. Это растянутый длинный путь к получению удовольствия, своего рода охота за красивым выстрелом.
Тренировки можно проводить как по неподвижным мишеням, так и по летящим тарелочкам.
Взгляд изнутри
Внутреннее устройство замка приятно удивило сделанностью, мощностью деталей и пружин. За десятилетия я вынужден был свыкнуться с деталями УСМ современных ружей - все прочно, но столь излишне изящно. А здесь - какие крупные понятные формы! Все современное оружие рассчитывается мозгами, измеряемыми в гигабайтах, и безусловно выполняет свою работу.
А в ту пору? Прочность инженерного замысла еще и подтверждалась визуально.
Замок установлен на легко снимающейся доске, как на самых дорогих современных ружьях. Достаточно подобрать оружейную отвертку с соответствующим жалом и тогда можно после каждого стрелкового дня его снимать и холить с благодарностью за доставленное удовольствие и приятные ощущения. Просто и легко в обслуживании.
Ствол. BLACK POWDER ONLY. Этой надписью на стволе производитель исторических ружей Д.Педерсоли предупреждает о том, что стрельба должна производиться только! с черным порохом.
Ствол, как и подобает оружию XIX века, мощный. В ту пору металлургия и металлообработка были далеки от современности. Возможные внутренние изъяны в металле компенсировали за счет толщины. Следует помнить, кто был владельцем такого оружия в те годы. Разорвавшийся ствол обязательно вышел бы боком мастеру-оружейнику, и стволы делали с запасом, на всякий случай. В настоящее время этого запаса не требуется, но мы говорим о репликах и соглашаемся с такой монументальностью. Общая масса ружья 3.800 кг.
Ствол у моего Мортимера гладкий, без нарезов; и это очень важный вопрос, требующий внимательного рассмотрения. Выбор не случайный, а обдуманный всесторонне. Именно такой ствол мне и нужен в настоящий момент.
На кого охотились с ним в то время? Уж явно не на бекасов. Оружие считалось привилегией и было сверхдорогое; надо было иметь порох, дробь, да и не барское это дело - птичек стрелять. Стреляли крупную дичь, а военное применение оружия это отдельная тема - сложна, многогранна и не менее интересна.
Значит, стреляли пулей. А были ли нарезы в стволе? Были. А вот для чего, давайте разберемся, хороший вопрос для программы «Что, где, когда?».
Бытует мнение - для того, чтобы дальше и точнее стрелять. Естественно, как писали советские оружиеведы, первые нарезные ружья были сделаны в Московской оружейной палате. Осмелюсь усомниться в однозначности этого вывода. Стволы ружей, стреляющие дымным порохом, после 3-5 выстрелов сильно забивались нагаром. Я прочувствовал это на своем ружье. Нам известно, - для качественного выстрела, полного сгорания пороха пуля должна сидеть в стволе достаточно плотно. Так при первом выстреле пуля входит в ствол туго, при втором выстреле туго, а вот дальше начинаются проблемы , - в стволе накопился нагар.
Забивать пулю в ствол становится все сложнее и сложнее, требуется почистить ствол. Именно этот факт, на мой взгляд, послужил толчком к появлению нарезов в стволе. Наличие нарезов в стволе резко увеличило площадь поверхности канала ствола. Пороховой нагар осаждался по-прежнему, а площадь поверхности увеличилась многократно, он становится тоньше. Это первое основное преимущество нарезов в стволе. Пулю легче забить в ствол, а чистку ружья можно оттянуть по времени. Интересно, как делали стволы. Из стальной полосы на круглой оправке сворачивали ствол, имеющий спиралевидный шов. Шов проваривали горновой сваркой.
Недалеко от Вашингтона расположена штаб-квартира NRA (Национальной оружейной ассоциации США). В музее, расположенном на первом этаже громадного здания, есть диорама, изображающая кузницу и процесс нарезки стволов в XVII веке. Шпалер – шарообразную кованую с зубцами деталь – протягивали через будущий ствол. Направление штанги, на которой был закреплен шпалер, придавала деревянная колода, в которой был спиралевидный паз. Штанга шла по центру колоды, ее тянули рабочие за Т-образную рукоятку. Шпалеров было несколько, от меньшего к более крупному. Таким образом, постепенно формировали ствол с нарезами…
Какие были нарезы
Нарезать нарезы прямо и ровно в ту пору было сложнее, чем с небольшим поворотом, – это простая механика. Так и делали нарезы с поворотом на пол-оборота. Это принесло возможность увеличить количество выстрелов до чистки. Движение пули по стволу замедлилось, что безусловно положительно сказалось на течении процесса выстрела. Процесс заряжания оружия на первых десяти выстрелах упростился, но уж если надо было стрелять много (как на войне) – нарезы превращались в сущий ад, их и не делали до середины XIX века. Во всем остальном… Тут много тайн, а если проще сказать – шаманства, особенно круто замешанного на невежестве в советской России и ее продолжении, паническая боязнь винтовки. Если винтовка, так непременно очень точно и далеко, а это у нас для народа низ-з-зя!. Литераторы стали приписывать чудесные свойства кремневым нарезным ружьям, а начитанные чиновники направляли милиционеров сверлить дырки в стволах музейных экспонатов из опасения (чего – собственного незнания?)
Вернемся в XVII век. Формы нарезов были более или менее похожи на симметричные, но были и фантастические в виде розочки или карточного знака. Чем сложнее форма, тем таинственнее выглядело ружье, тем дороже оно было. Как говорили, нарезы были спиралевидные, что, во-первых, технически легче выполнимо, во-вторых, в значительно меньшей степени видна неточность работы. Идеально выполнить нарезы тогда было технически крайне сложно, особенно в сравнении с современными стволами.
Сейчас говорить о том, что нарезные стволы с момента их появления сразу стали удивительно точными и дальнобойными, будет, на мой взгляд, далеко неправильно. Обычный милицейский аргумент – «Они же нарезные!» – не учитывает тот факт, что стреляли они самой банальной круглой пулей. Отлить пулю строго сферической формы, вернее, сделать форму под отливку пули сферической формы и сейчас надо постараться. Грубо говоря, стреляли в основном кусками свинца, которому старались придать круглую форму. Время пули Минье еще впереди…
Как раз идеально круглая пуля, без внешних и внутренних раковин, практически не нуждается в продольной закрутке. Если же лобовая часть пули имеет дефекты, наличие продольной закрутки, нивелирующей разность давлений на лобовой части, позволяет увеличить кучность стрельбы. Что касается смещенного (вследствие внутренних раковин) центра массы пули, то увеличение момента прецессии не настолько сильно влияет на траекторию полета, как это происходит с цилиндро-коническими пулями. Другим положительным моментом, обеспечиваемым продольной закруткой круглой пули, является снижение влияния неравномерного давления пороховых газов на донную часть пули, вызванного дефектами самой пули, ее патча, канала ствола и его дульного среза.
При целевой стрельбе мой Мортимер должен – и я уже чувствую, что вот-вот добьюсь! – посылать большую часть пуль в круг 20 см на 100 метров. Для реальной охоты это более чем достаточно. Думаю, неплохо и для моей целевой стрельбы. На первое место я ставлю умение правильно и в нужных пропорциях зарядить ружье, умение держать в руках и правильно прицеливаться при помощи апертурного прицела.
Круглая пуля в гладком стволе соответствует той эпохе. Да, были нарезные, но это было большой редкостью. В репликах делаются изменения исключительно в вопросах, касающихся безопасности современного пользователя. За счет применения современных оружейных сталей, ствол кремневого ружья, изготовленного на фирме DP и прошедшего проверку в Национальной испытательной станции, разорвать стрельбой с дымным порохом невозможно! Даже если вы будете очень стараться. А в ту пору стали были намного уступающие современным; стволы делали с запасом прочности из той, достаточно примитивной стали, какая была. Стволы получались внушительные. Теперь же эти стволы делают из той же стали, что и утонченные стволы современных ружей. Запас прочности ошеломительный. Но необходимо сразу отметить: дымный порох увеличивает скорость пули непропорционально своему весу. Скорость истечения газов у него имеет определенную границу. Если увеличить насыпку пороха, то газов будет много, грохоту много, но пуля полетит ненамного быстрее.
Круглая пуля. Мало ее правильно отлить из свинца, необходимо заготовить патчи в достаточном количестве, осалить их и в итоге научиться правильно забивать пулю в ствол. Как это – забить пулю в ствол? Да так же, как и предки наши забивали… А что делать, если загнал пулю, но забыл, что сначала надо порох засыпать?… Ах, да! Наша оружейная промышленность «постаралась», чтобы мы были оторваны от преемственности поколений! Сама, оторвавшись от истоков, не сберегла культуру наших предков! «Сибирка» для наших заводов сейчас – пустой звук! Только и остались упоминания кремневых ружей в произведениях наших русских классиков. А между тем, уже несколько десятков лет в России существуют различные исторические клубы, охватывающие эпоху от стрельцов до середины XIX века, созданные на добровольной основе, где все так же аутентично. Вот только ружья где? До недавнего времени это были в основном макеты, которые заряжали петардами… Члены этих клубов, так же как и члены международных клубов, все свободное время и деньги тратят на свое хобби. Это их внутренний мир.
Зарядить кремневое ружье – не просто вложить патрон в патронник, это процесс со многими нюансами, которые начинаются с того, как отмерить порох: есть десятки видов данной операции и используемых при этом атрибутов – пороховниц, мерок, патрончиков.
Как установить кремень и какой, как его обтесать и оправить? А как насыпать на полку порох? Какой порох, сколько и куда? Море вопросов и, как ни странно, море ответов. На каждом континенте, в каждой стране находятся энтузиасты дульнозарядного оружия, изучающие историю своих предков. Мало того, что это аутентично, то есть, так как делали предки, это еще и удобно и быстро. Без синтетики и новых технологий. Южноафриканский охотник порекомендовал удивительно простой и красивый способ подготовки к заряжанию пуль. Из Арканзаса приятель рассказал, как сделать пороховницу из коровьего рога, валявшегося в гараже, а вот лучший способ готовить дробовые выстрелы нашел у Александра Александровича Черкасова в его записках позапрошлого века. А ремень!? Оказывается, быстро укорачивающийся ружейный ремень был известен в XVII веке. Использовали поясной ремень; очень удобно и красиво, если взять ремень с соответствующей той эпохе пряжкой!
Охотники с современным оружием и охотники с оружием на черном порохе - это родственные души. В общем, они следуют первобытному инстинкту, составляющему часть нашей личности. Попробуем найти сходство и различия, и место дымному пороху.
Первый вопрос - является ли эволюционное развитие охотничьего оружия от лука и стрел к кремневым ружьям и далее к винтовкам на нитропорохе с оптическими прицелами прогрессом или мы ограбили, по меньшей мере, три поколения, лишив их острых ощущений и охотничьих приключений. Древний дух охоты, на мой взгляд, был частично разрушен появлением современных охотничьих ружей (я уже не говорю о нашем российском конверсионном) и всех модных гаджетов, которые выходят вместе с ними. Искусство охотников, вооруженных луками или ружьями с черным порохом, забыто с появлением мощных винтовок с оптическими прицелами. Приключения «охоты» с автомобиля, стрельба с катера, с ночным прицелом пришли к нам с современным огнестрельным оружием.
Конечно, много утекло воды с наполеоновской эпохи, человечество со своими знаниями несоизмеримо ушло вперед. Но мне бы в данном случае не хотелось уподобляться охотникам с современным луком, использующим блочную систему натяжения тетивы, углепластиковые дуги, коллиматорные прицелы, электронные манки, маскировочный хайтековский наряд. В США существуют нетрадиционалисты, которые заряжают кремневые ружья, подобные Мортимеру, пулей Совестра, ставят современный оптический прицел и имеют сногсшибательные результаты. Хорошо это?
Не поймите меня неправильно, я ничего не имею против охоты с современным оружием или стрелкового спорта. Но в духовном плане мы больше потеряли из-за разрыва связей преемственности поколений, чем охотники западные, которым удалось сберечь оружейную культуру, создать музеи, где хранятся действующие экспонаты, оружейные школы, где любой ученик может спуститься в тир и пострелять из любого образца…
Стремительно ворвавшаяся в жизнь охотника эволюция современного оружия не затмила старые традиции во всем мире. Оружейная культура - часть всеобщей культуры, и общество, бережно относящееся к своей истории, только выигрывает. А в России вопросы, вопросы… И есть некоторые ответы, в правильности которых уже появилась определенная уверенность. Есть большое желание научиться разбираться в историческом оружии. Если вы стреляете из дульнозарядного оружия, если вас заинтересовала эта тема, давайте объединим усилия, мой адрес: E-mail: a.vassiliev@gun-magazine.ru.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи. В случае с данной статьей мнение арт-директора не совпадает с мнением главного редактора. Это почему он все время говорит – «Мой Мортимер»? Мне этот Мортимер оказал два знака внимания на первых же тестовых стрельбах: из положения сидя, первая пуля пришла в зеленый круг мишени на 9 часов. Второй выстрел был произведен мною из положения стоя, и пуля отметила 7 часов в круге. Сразу я не смогла точно объяснить, как из нового непривычного мне ружья, к тому же кремневого, имеющего ощутимый вес, мне удалось получить такой результат на дистанции 50 метров. Тогда я списала это на точнейший ствол, интересный апертурный прицельный прибор и погружение мысленно в ту эпоху… Ранее мне приходилось стрелять из исторического оружия только из Шарпса, Трайона да из двуствольного пистолета с дамасковыми стволами Гауда, когда мы были на производстве Davide Pedersoli в конце прошлого года.
Татьяна Серебрякова.
Татьяна Серебрякова, Александр Васильев, Михаил Панфилов
Blackpowder №1, 03-2010
- Статьи»Винтовки / Карабины
- mercenary21180
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи