Петер Хофер: лучше меньше, но лучше всех
Ружья – произведения искусства, как правило, ассоциируются с антикварными образцами. Хотя это несправедливо – настоящие шедевры рождаются и сегодня. Причем среди изготовителей штучных ружей есть имена, от которых ничего кроме гениальных творений и не ожидают. Одно из них – Петер Хофер.
Как назвать оружейную мастерскую, которая изготавливает не более десяти ружей в год? Кустарным производством? Но если посмотреть на стоимость каждого такого ружья (а она может достигать и миллиона евро), то слово «кустарь» кажется не вполне уместным. Творческая студия? Технологические решения, позволяющие производить самые лёгкие ружья в мире, и качество, оставившее позади именитых английских оружейников, не дают сделать акцент лишь на слове «творчество»… Оставим лингвистам решение этого вопроса, сам Петер Хофер, похоже, не сильно им интересуется. Да и весь мир любителей оружия тоже. Главное – ружья Хофера сочетают в себе уникальные технологии с не менее уникальным внешним видом, а быть владельцем такого оружия считают за честь ценители во всём мире. В век высоких технологий и транснациональных корпораций эталоном качества и вкуса остаётся маленькое предприятие из австрийского городка Ферлах. Впрочем, местонахождение фирмы Хофера объясняет многое. Ферлах уже полтысячи лет славится своими мастерами-оружейниками. Этот город входит в «большую семёрку» оружейных центров Европы – так же как Сент-Этьен, Зуль, Льеж, Гардоне-Валь-Тромпия, Эйбар и Тула. Именно здесь формировались традиции австрийской оружейной школы.
Хотя дело не только и не столько в традициях. В своё время Петер Хофер отказался принять в наследство родительскую оружейную мастерскую, считая, что шаблоны в производстве не позволят развить собственную философию ружейного дела. По его словам, «ни один великий художник не писал картин по отцовским эскизам».
Открытию в 1986 году предприятия Peter Hofer Jagdwaffen предшествовала семилетняя стажировка у лучших мастеров Европы. Ещё раньше – учёба в ферлахском Высшем оружейно-техническом училище, более ста лет готовящем специалистов для всего мира. Так что традиции тоже не забыты. Тем более что в каждом ружье Хофера чувствуется происхождение и национальность – оружие из Ферлаха издавна украшается самобытной гравировкой. В принципе никакого ноу-хау в организации фирмы Петера Хофера нет. Классическое сочетание качества и внешнего вида. Единственное «но» – и то и другое доведено до совершенства.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Внести что-то новое в оружейную технику непросто. В самом деле, не будешь же по новой порох изобретать! Но, тем не менее, нет ничего невозможного, и ружья Петера Хофера тому подтверждение. Однако для создания таких ружей не хватит даже самых глубоких познаний в области конструкций оружия, баллистики и других «фундаментальных» оружейных наук. Всё это нужно замешать на природном любопытстве, нестандартном подходе и… гениальности, что ли.
Марка Peter Hofer исключает серийные образцы. Каждое ружьё – уникальное конструкторское решение, созданное под отдельный заказ. За счёт филигранной точности исполнения всех деталей, как в швейцарских часах, достигается большой ресурс работы. Гарантия на изделие даётся на 25 лет, при этом зачастую никаких гарантийных сертификатов не требуется – мастер безошибочно узнаёт дело своих рук из десятка попыток скопировать образец.
Любой калибр – от .17 Hornady до .700 N.E., любая комбинация стволов. Всего порядка десяти оружейных систем, более 20 вариантов расположения стволов и 300 калибров. Причём каждое ружьё разрабатывается отдельно. Главное, оружие для любой охоты – неважно, «слонобой» или лёгкий бокфлинт для охоты на куликов – это шедевр не только снаружи, но и внутри. Из рук Хофера вышла самая лёгкая в мире нарезная двустволка .17 Hornady «Колибри» весом 1,1 кг. Стволик такого же калибра был «спрятан» под планкой другой двустволки и позволил на загонной охоте брать лису с расстояния более 100 метров.
Или ещё одно уникальное решение – трёхстволка (8 Х 75RS; 6,5 Х 65R и 410 МGN) с замками Holland & Holland и четырёхпозиционным селектором с вмонтированной кнопкой предохранителя. И всё это было необходимо выполнить в рамках 4,5 г. В принципе – решаемо. Но разработанная мастером конструкция весила 2,9 кг! Залог столь незначительного веса – необычная конструкция селектора, позаимствованная у… велосипедного переключателя скоростей конструкции Шимано. Или своего рода «модульный конструктор» из приклада, трёх блоков стволов и пяти оптических прицелов. Блок стволов калибра 9,3 Х 74 R – классическая нарезная двустволка. Другие блоки стволов калибра 8Х75 RS/.222 Rem. и 6,5Х65R/.22 Hornet превращают оружие в универсальный штуцер как для скрадывания дичи, так и для загонной охоты. К нему прилагается ночная оптика.
Любая классическая система в исполнении маэстро приобретает уникальные черты. В карабинах с продольно скользящим затвором системы Mauser калибров .416 Rigby и .375 Holand & Holand ствольная планка, основание мушки и антабка выполнены из цельного куска металла. Ёмкость магазина увеличена до пяти патронов, а для ложи использован корень кавказского ореха высшего класса. Удачно в них и сочетание ложи с рукояткой затвора, которая имеет оптимальную длину для быстрой перезарядки. Кстати, ложи в ружьях Петера Хофера – тема для отдельного разговора. Точность подгонки дерева с металлом является эталонной для всех оружейников, а в качестве материала может использоваться такая эксклюзивная древесина, как, к примеру, 900-летний (!) орех. Но это уже относится скорее к области дизайна.
ФОРМА СООТВЕТСТВУЕТ СОДЕРЖАНИЮ
Дорогие итальянские ружья отличает резьба в стиле «булино». Название этой техники (bulino – с итальянского «ручной резец») подчёркивает, что работа выполняется только ручным гравёрным резцом без применения молоточка. Чем острее заточка инструмента, тем большее количество наколок или штрихов можно нанести на поверхность, тем тоньше и совершеннее полученные светотеневые эффекты. Богатая палитра полутеней достигается нанесением на металл наколок различной глубины и плотности. Гравюра приобретает неповторимую динамику, свет в ней как бы живёт своей жизнью.
Такую же технику используют и гравёры Петера Хофера. Единственное отличие – как и прочие элементы оружия, гравюры доведены до совершенства. Ведущий гравёр компании Барбара Крондорфер в своём мастерстве превзошла основателей этого стиля. Если итальянцы ограничиваются примерно тысячей штрихов на квадратный миллиметр (миллиметр!), то на гравюрах, украшающих ружья Peter Hofer, число штрихов достигает 1200. Естественно, гравировка выполняется под 40-кратным стереомикроскопом. На изготовление одного ружья с гравировкой в технике «булино» уходят годы, а знаменитый «Закат в Африке» делался вообще 12 лет (21 397 часов). Такое произведение искусства стоит немало, зато результат – на гравюрах того же «Заката в Африке» цвет, освещение и, соответственно, «настроение» рисунка изменяются в зависимости от угла зрения. Гравёры Хофера используют не только технику «булино» – в их арсенале роскошные рельефные гравировки с растительным орнаментом, изображение зверей в золоте или с оттенением фона. Фон при этом исполнен с двойной глубиной, как это принято у скульпторов, и частично покрыт 24-каратным золотом.
Вообще, политика производства у Хофера парадоксальна с точки зрения теории бизнеса, но вполне успешна в реальности – лучше сделать одно ружьё суперкласса, потратив на него годы, чем дюжину ружей высокого разбора. Сюжеты гравировки – самые разнообразные. На одних ружьях можно встретить классический ферлахский орнамент, навеянный горными пейзажами Каринтии и богатством её животного мира, на других – копии картин Рубенса «Охота на бегемотов» и «Охота на львов».
А на нарезной двустволке изображены животные, на которых с этим ружьём можно охотиться. Причём боковые затворы имеют скрытое винтовое соединение, позволяющее не портить гравюры головками винтов. Оружие Хофера зачастую украшают оригинальные изображения, которые редко увидишь на других ружьях, к примеру сюжеты в древнеегипетском стиле.
Денис Гнатюк
Сафари-Украина
- Статьи»Оружейники
- mercenary36180
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи