Система тактической стрельбы: Комплексные огневые задачи

Система тактической стрельбы: Комплексные огневые задачи

Решение комплексных огневых задач является наиболее сложной частью программы обучения специальной огневой подготовке, призванной обеспечить комплексный подход к применению оружия, перевод процесса непосредственного управления стрельбой на уровень подсознания и используемой на завершающем этапе обучения, а также для поддержания навыков в процессе повседневной деятельности после окончания подготовки.

Содержание комплексных огневых задач определяется спецификой задач, для выполнения которых готовятся обучаемые, и должно быть максимально приближено к наиболее типичным ситуациям, в которых возможно использование оружия. Поэтому, в отличие от подготовительных и начальных упражнений, имеющих достаточно общий характер, комплексные огневые задачи должны разрабатываться руководителем подготовки на основе анализа условий выполнения задач по предназначению обучаемых.

Основной акцент в работе обучаемого при выполнении комплексных огневых задач ставится на тактическую оценку обстановки, выработку оптимального плана поражения целей с учетом их важности, отслеживание изменений обстановки по ходу решения задачи, выполнение мероприятий, снижающих вероятность поражения обучаемого противником. Для достижения целей обучения необходимо, чтобы в каждом подходе мишенная обстановка была для обучаемого новой, места и характер целей должны постоянно меняться. При этом желательно (если позволяет, конечно, оборудование тира), чтобы элементы обстановки менялись и непосредственно в ходе выполнения задачи. Выполнение этих требований возможно двумя путями:

  • использованием передвижного мишенного оборудования, в том числе дистанционно управляемого;
  • использованием проекционной аппаратуры (стрельба по экрану).

Первый путь более затратен, но обеспечивает включение в задачу сложных элементов, как, например, стрельба по движущимся и появляющимся в ходе ее решения целям. Для обеспечения внезапности показываемой мишенной обстановки для обучаемого рекомендуются два простых, но достаточно эффективных приема. Прием первый - если по условиям задачи мишенная обстановка достаточно компактна, обучаемый ставится в двух - трех шагах от мишеней спиной к ним, руководитель вносит необходимые изменения в мишенную обстановку, выходит перед обучаемым и дает ему команду на движение от мишеней. По выходе обучаемого на дистанцию, предусмотренную условиями задачи, дается установленный сигнал к началу ее выполнения. Прием второй - обучаемый выходит из тира, руководитель (помощник) готовит вариант мишенной обстановки, выходит из тира и гасит свет. По команде руководителя обучаемый движется в сторону мишеней в полностью затемненном тире до огневого рубежа (положение обучаемого руководитель контролирует, либо сопровождая его слева - сзади, либо навесив на спину обучаемого световой маркер - закрашенную лампу от карманного фонаря, светодиод с батарейкой, либо с помощью ПНВ). В момент выхода на огневой рубеж осуществляется показ мишеней включением освещения тира, соответствующего условиям задачи.

Для изменения степени важности целей используются навесные макеты оружия - пистолеты, автоматы, снайперские винтовки и т.?д. Они могут исполняться объемными (из дерева, папье-маше, пластмассы и т.?п.) или рисоваться на отдельных полосах бумаги, однотипной той, из которой изготовлены мишени. Объемные мишени должны иметь несколько узлов крепления, обеспечивающих их фиксацию в положениях различной степени их готовности к стрельбе (на ремне, в кобуре, в опущенной руке, в положении изготовки для стрельбы). На бумажных макетах оружие должно изображаться в ракурсах, соответствующих различной степени готовности к стрельбе. Опыт показывает, что объемные макеты более предпочтительны, несмотря на большую сложность изготовления, как более наглядные и более вариабельные. Кроме того, при выполнении задач в условиях ограниченного освещения и полного блокирования зрительного канала бумажные изображения оружия воспринимаются значительно хуже объемных макетов.

Использование проекционной аппаратуры позволяет очень быстро подготовить оборудование для отработки комплексных огневых задач. Для этого производится съемка сцен - вариантов задач на цветную обращаемую пленку, а в тире устанавливается бумажный экран, примерно 4х2 м, и диапроектор. Объем работ по оборудованию тира минимален - закрепить на высоте около 2 м от пола брус для крепления экрана и подвесить под потолок полку для проектора. Удаление полки от экрана подбирается экспериментально, исходя из условия, что размер фигуры человека на экране, должен соответствовать его росту. Вынос полки для проектора под потолок обусловлен двумя причинами: во-первых, чтобы исключить его из зоны перемещений стреляющего; во-вторых, чтобы стреляющий не попадал в луч проектора. Экран, поскольку по нему ведется стрельба, используется простейший, например, из рулонной газетной бумаги, склеенной по длине. Отверстия от пуль заклеиваются квадратиками той же бумаги ~ 2х2 см. Опыт показал, что одного экрана хватает на отработку 10–12 вариантов задач. Достоинством этого способа является высокая степень реалистичности отображаемой обстановки, возможность предложить обучаемым практически неограниченное число вариантов одной и той же задачи, в том числе в разных условиях внешней среды при минимальных затратах. Для эффективного контроля результатов принципиально важным моментом является надежное крепление проекторов, исключающее их смещение относительно экрана после окончания упражнения. В противном случае сдвиг изображения на экране относительно пробоин сделает невозможным оценку результатов стрельбы.

В целом алгоритм выполнения огневой задачи с использованием проекционной аппаратуры выглядит следующим образом:

  1. Руководитель заряжает проектор слайдами с вариантами обстановки, выключает освещение мишенного поля, оставляя лишь сумеречное освещение на заднем плане либо слабое местное освещение пульта руководителя.
  2. Обучаемый входит в слабо освещенный тир, докладывает руководителю о готовности к выполнению упражнения, по его команде приводит оружие в положение, соответствующее условиям огневой задачи и начинает движение в сторону экрана.
  3. По выходе обучаемого на установленную дистанцию руководитель с пульта включает проектор и осуществляет показ варианта обстановки огневой задачи, причем каждому обучаемому показывается свой вариант, неожиданный для него.
  4. По истечении времени выполнения задачи руководитель прекращает показ (выключает проектор), дает команду разрядить оружие, контролирует ее выполнение.
  5. После проверки оружия проектор снова включается, и руководитель с обучаемым осматривают экран, фиксируя попадания и оценивая степень поражения целей. Осмотренные пробоины заклеиваются.

Независимо от выбранного способа создания обстановки огневой задачи при их отработке должны выполняться следующие основные правила:

  1. Обучаемый не должен знать заранее вариант обстановки, показываемый ему при отработке задачи.
  2. В ходе выполнения задачи обучаемый должен непрерывно перемещаться. Статичное положение обучаемого на время подготовки и производства прицельного выстрела (около 2 сек.) считается грубейшей ошибкой.
  3. Задачи должны отрабатываться в условиях жесткого лимита времени.

Сергей Сергиенко
Фото из архива автора и редакции
Братишка 09-2011

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль