Противотранспортная партизанская мина c замыкателем КЗ (Советские и Российские мины)

Противотранспортная партизанская мина c замыкателем КЗ

Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного разрушения рельс с последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.

Эта мина была разработана в 1942 году полковником И.Г. Стариновым и предназначалась для использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии для совершения диверсий на железной дороге.

Номенклатурного обозначения мина не получила, т.к. в табели снабжения войск включена не была и изготавливалась из комплектующих непосредственно в партизанских отрядах.

Мину отличает простота конструкции, требующая для своего изготовления лишь 40-50 см. изолированного провода и обычной плоской батарейки для карманного фонарика напряжением 3.7 вольт ( КБС-Л-0,50 или КБС-Х-0,50). Из промышленных материалов для этой мины требуется только взрывчатка  и электродетонатор.

Конструктивно мина представляет собой одну или несколько тротиловых шашек, в одну из которых вставлен электродетонатор. Один провод электродетонатора припаивается к одному их контактов батарейки, а второй прикручивается к двойному изолированному проводу от домашней электропроводки. Второй провод также припаивается к другому контакту батарейки. свободные концы провода защищаются на 1-2 см. и покрываются каждый отдельно легкоразрушаемой изоляцией ( воск, садовый вар, смола). Это и есть замыкатель колесный КЗ.

Мина доставляется к месту диверсии в собранном виде, но заряд доставляется отдельно. При установке мины заряд укладывается под рельс, либо привязывается к стойке рельса. Батарейка обычно привязывается к заряду, либо укладывается рядом. Концы провода укладываются на головку рельса.

Противотранспортная партизанская мина c замыкателем КЗ

При наезжании колеса поезда на концы провода происходит разрушение изоляции и они перемыкаются между собой через рельс или непосредственно. Под воздействием тока батарейки электродетонатор взрывается, вызывая взрыв заряда мины.

На рисунке слева показан вариант размещения мины с зарядом массой 1 кг. под рельсом. Замыкатель КЗ выведен на головку рельса и подсунут под бечевки, удерживающие мину в нужном положении

Масса заряда определяется, исходя из наличия взрывчатых веществ. Минимальный заряд составляет 200 грамм (малая тротиловая шашка). В этом случае при установке мины следует обращать внимание на то, чтобы мина не оказалась над шпалой. Иначе из-за того, что пробитое в стойке отверстие будет недостаточно велико (около 9х4.5 см.) и несущая способность рельса будет ослаблена мало, переламывание рельса под вагоном может не произойти.

Оптимальным зарядом при закреплении его у стойки следует считать заряд массой 600 грамм (1 большая и 1 малая шашка). В этом случае стойка рельса пробивается полностью ( отверстие размером 10х7.5 см.) что обеспечивает переламывание рельса во всех случаях.

Если мина укладывается под рельс, то оптимальный заряд 1 кг. (четыре больших и две малых шашки). Это обеспечивает разрушение нижней части рельса и частично стойки. Под действием поездной нагрузки рельс переламывается и происходит сход состава с дороги.

Тактико-технические характеристики противотранспортной партизанской мины с замыкателем КЗ
Тип мины…………………………………...........................................    противотранспортная противопоездная
Корпус............................................................................    не имеет
Масса..............................................................................    0.3-5.4 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)..................................................    0.2-5.3 кг.
Размеры..........................................................................    определяются масой и формой заряда.
Тип датчика цели............................................................    нажимной  электроконтактный
Чувствительность датчика цели........................................    не определялась
Температурный диапазон применения..............................    -5 - +40 град.
Неизвлекаемость..............................................................    нет
Необезвреживаемость.......................................................    нет
Самоликвидация/самонейтрализация................................    нет
Время боевой работы........................................................    не определялось

Мина по своей надежности и конструкции небезупречна. Она не может применяться при отрицательных температурах из-за замерзания батарейки, в сырых местах, во время дождя и даже ночью до выпадения росы из-за того, что происходит слишком большая утечка тока по причине промокания изоляции и повышенного саморазряда батареи при попадании на нее влаги. Кроме того, в партизанских отрядах   редко где имелись возможности для паяльных работ. Да и батарейки в военное время были очень большим дефицитом, особенно для партизан. Несколько повышало надежность мины использование 5-вольтовой батареи СБС, которая, однако, была значительно более крупная по размерам. В ход шли любые доступные источники тока, пайку заменяли скручиванием проводов. Однако, надежность мины оставляла желать лучшего. Куда проще и надежнее были противотранспортные партизанские мины Вариант 1 и Вариант 2, которые не требовали дефицитных батареек и были безопаснее в обращении.

Заметки на полях.Оно, конечно, не сложно додумать и довести мину до ума с тем, чтобы сделать обращение с ней и более удобным и более безопасным. Например , заливать батарейку с ее контактами смолой или воском, обертывать мину промасленной или просмоленной мешковиной, сделать отводной разрыв провода с тем, чтобы замыкать его после того, как мина установлена и замаскирована.

Однако, это не дело минера, заниматься изобретательством и рационализаторской работой в тылу врага. Да и стоило бы Старинову помнить, что далеко не все партизаны знакомы с электротехникой и имеют навыки работы с паяльником, имеют под рукой и канифоль и припой. У многих из них образования было 3-4 класса. Им требовались простые, подробные и точные инструкции. То, что квалифицированному опытному офицеру-саперу кажется простым и понятным, может поставить в тупик людей, которых только военная нужда заставила стать минерами и для которых электротехника была далеко не самым знакомым делом.

В реальности эта мина не нашла совершенно никакого применения в партизанских отрядах и очень ограниченное применение группами гвардейских минеров. Если последние еще могли рассчитывать на получение очень ограниченного количества батареек для карманных фонариков и электропроводов, то партизанам взять все это было просто негде. В поставках минно-взрывных средств партизанам преобладала взрывчатка и простые средства взрывания - капсюля-детонаторы, огнепроводный (бикфордов) шнур, детонирующий шнур, взрыватели МУВ,ВПФ, ПВ-42.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль