Мины

(оружие и боеприпасы, их описание, создание и использование)

Противотранспортная мина 14 / противотанковая мина 14 (Fordonsmina 14) (Мины Швеции)

Противотранспортная мина 14 / противотанковая мина 14 (Fordonsmina 14) (Мины Швеции)

В шведском Руководстве SoldR Mtrl Minor эта мина именуется как Fordonsmina 14, что означает "Противотранспортная мина 14" и указывается, что она предназначена для борьбы против бронированных и небронированных наземных машин. Однако, по сути дела это Противотанковая противобортовая мина поражающая цель так называемым ударным ядром., поскольку способна пробить (если верить Руководству) до 60 мм брони.
Диаметр пробоины в зависимости от дальности (максимальный) порядка 31-39 мм. Эффективная дальность до 50 м., что в общем то совпадает с расчетными данными.

Шрапнельная мина А (Schrapnellmine A) (Мины Германии)

Шрапнельная мина А (Schrapnellmine A)

Информации по этой мине периода Первой Мировой войны чрезвычайно мало. В Интернете можно встретить лишь более или менее отчетливый чертеж этой мины в разрезе, выполненный, очевидно как иллюстрация к служебному техническому описанию мины. Никаких характеристик, кроме массы заряда взрывчатки и количества шрапнельных пуль, там не указано. Однако, некоторое время назад в Прибалтике (Латвия, район г. Двинска, он же Даугавпилс, Динабург, Борисоглебск) было найдено несколько экземпляров этих мин, случайно сохранившихся в грунте в зоне боев Первой Мировой войны.

Противотанковые мины серии Топфмина 4531 (Topfmine 4531 (T.Mi.4531)) (Мины Германии)

Противотанковые мины серии Топфмина 4531 (Topfmine 4531 (T.Mi.4531))

Эта мина (вариант Topfmine 4531) была разработана и принята на вооружение Вермахта как табельная противотанковая мина (Heeresmine) в марте 1944 года в качестве альтернативы табельным металлическим минам T.Mi.42, T.Mi.43 Pilz в связи с быстро нараставшим в Германии дефицитом металла и нехватки металлоборабатывающих мощностей, и одновременно как способ затруднения саперам союзников и Красной Армии поиска мин.

Противотанковые мины ТМ-35 и ТМ-35М (Советские и Российские мины)

Противотанковые мины ТМ-35  и ТМ-35М

Эта мина, очевидно, является первой табельной противотанковой   миной Красной Армии. Во всяком случае, в учебнике по военной технике для красноармейцев и младших командиров РККА издания 1934 года о табельных минах не говорится ни слова, хотя там подробно рассмотрены практически все образцы вооружения Красной армии начала тридцатых годов.

Противотанковый боеприпас М75 (Мины Соединенных Штатов Америки)

Противотанковый боеприпас М75

По внешнему виду, размерам, взрыво-весовым характеристикам, поражающей способности, взрывателю ничем не отличается от мин М70, М73, М78, BLU-91/B. Отличается лишь носителем.
По своей сути это противотанковая мина, входящая в состав системы дистанционного минирования GEMSS семейства разбрасываемых мин FASCAM, но поскольку она по способу доставки к месту установки отличается от традиционных мин, то по номенклатуре армии США ей дан статус не мины, а боеприпаса, точнее, поражающего элемента.

Противотанковый боеприпас М78 (Мины Соединенных Штатов Америки)

Противотанковый боеприпас М78

По внешнему виду, размерам, взрыво-весовым характеристикам, поражающей способности, взрывателю ничем не отличается от мин М70, М73, М75, BLU-91/B. Отличается лишь носителем и сроком боевой работы.
Мина принята на вооружение 6 марта 1992 года.
Устанавливается только внаброс на поверхность.

Противотранспортная мина АС (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина АС

Более известна под названием "Автомобильная мина Старинова (АС)". Была предложена полковником И.Г. Стариновым и принята на вооружение инженерных войск РККА осенью 1941 года. По окончании войны снята с вооружения и больше не производилась и не использовалась. Все неиспользованные экземпляры уничтожены.
Предназначена для выведения из строя автотранспорта и гужевого транспорта противника движущегося по автодорогам.

Противотранспортная мина МЗД-2 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-2

В советских Наставлениях времен Великой Отечественной войны эта мина обозначалась как "Мина замедленного действия МЗД-2".
Предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава  с одновременным разрушением рельсового пути. Для использования против автомобилей на автодорогах не предназначена.

Противотранспортная мина МЗД-3 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-3

В советских Наставлениях времен Великой Отечественной войны эта мина обозначалась как "Мина замедленного действия МЗД-3".
Предназначена для выведения из строя транспорта ( автомобилей, бронемашин, танков), двигающегося по автодорогам. Может также применяться для выведения из строя железнодорожного подвижного состава с одновременным разрушением рельсового пути.
По конструкции мина МЗД-3 аналогична мине МЗД-2, за исключением того, что инерционные замыкатели (датчики цели) были вынесены за пределы корпуса мины.

Противотранспортная мина МЗД-4 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-4

Мина предназначена для выведения из строя автомобилей, бронетехники, движущихся по дорогам, железнодорожных локомотивов на железной дороге.
Строго говоря, это не вполне мина, т.к. заряд ее крайне мал, всего 400 грамм тротила, чего явно мало для выведения транспорта из строя. МЗД-4 это скорее взрывное устройство, к которому должен прилагаться дополнительный заряд ВВ массы необходимой для выполнения задачи. В зависимости от поражаемой цели дополнительный заряд может иметь массу от нескольких килограмм до нескольких десятков килограмм. Мина МЗД-4 просто ставится на этот дополнительный заряд ВВ и ее взрыв инициирует взрыв дополнительного заряда ВВ.