Мины

(оружие и боеприпасы, их описание, создание и использование)

Противотанковые мины ТМ-35 и ТМ-35М (Советские и Российские мины)

Противотанковые мины ТМ-35  и ТМ-35М

Эта мина, очевидно, является первой табельной противотанковой   миной Красной Армии. Во всяком случае, в учебнике по военной технике для красноармейцев и младших командиров РККА издания 1934 года о табельных минах не говорится ни слова, хотя там подробно рассмотрены практически все образцы вооружения Красной армии начала тридцатых годов.

Противотанковый боеприпас М75 (Мины Соединенных Штатов Америки)

Противотанковый боеприпас М75

По внешнему виду, размерам, взрыво-весовым характеристикам, поражающей способности, взрывателю ничем не отличается от мин М70, М73, М78, BLU-91/B. Отличается лишь носителем.
По своей сути это противотанковая мина, входящая в состав системы дистанционного минирования GEMSS семейства разбрасываемых мин FASCAM, но поскольку она по способу доставки к месту установки отличается от традиционных мин, то по номенклатуре армии США ей дан статус не мины, а боеприпаса, точнее, поражающего элемента.

Противотанковый боеприпас М78 (Мины Соединенных Штатов Америки)

Противотанковый боеприпас М78

По внешнему виду, размерам, взрыво-весовым характеристикам, поражающей способности, взрывателю ничем не отличается от мин М70, М73, М75, BLU-91/B. Отличается лишь носителем и сроком боевой работы.
Мина принята на вооружение 6 марта 1992 года.
Устанавливается только внаброс на поверхность.

Противотранспортная мина АС (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина АС

Более известна под названием "Автомобильная мина Старинова (АС)". Была предложена полковником И.Г. Стариновым и принята на вооружение инженерных войск РККА осенью 1941 года. По окончании войны снята с вооружения и больше не производилась и не использовалась. Все неиспользованные экземпляры уничтожены.
Предназначена для выведения из строя автотранспорта и гужевого транспорта противника движущегося по автодорогам.

Противотранспортная мина МЗД-2 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-2

В советских Наставлениях времен Великой Отечественной войны эта мина обозначалась как "Мина замедленного действия МЗД-2".
Предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава  с одновременным разрушением рельсового пути. Для использования против автомобилей на автодорогах не предназначена.

Противотранспортная мина МЗД-3 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-3

В советских Наставлениях времен Великой Отечественной войны эта мина обозначалась как "Мина замедленного действия МЗД-3".
Предназначена для выведения из строя транспорта ( автомобилей, бронемашин, танков), двигающегося по автодорогам. Может также применяться для выведения из строя железнодорожного подвижного состава с одновременным разрушением рельсового пути.
По конструкции мина МЗД-3 аналогична мине МЗД-2, за исключением того, что инерционные замыкатели (датчики цели) были вынесены за пределы корпуса мины.

Противотранспортная мина МЗД-4 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-4

Мина предназначена для выведения из строя автомобилей, бронетехники, движущихся по дорогам, железнодорожных локомотивов на железной дороге.
Строго говоря, это не вполне мина, т.к. заряд ее крайне мал, всего 400 грамм тротила, чего явно мало для выведения транспорта из строя. МЗД-4 это скорее взрывное устройство, к которому должен прилагаться дополнительный заряд ВВ массы необходимой для выполнения задачи. В зависимости от поражаемой цели дополнительный заряд может иметь массу от нескольких килограмм до нескольких десятков килограмм. Мина МЗД-4 просто ставится на этот дополнительный заряд ВВ и ее взрыв инициирует взрыв дополнительного заряда ВВ.

Противотранспортная мина МЗД-5 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-5

В советских Наставлениях времен Великой Отечественной войны эта мина обозначалась как "Мина замедленного действия МЗД-5".
Является практически полным аналогом мины МЗД-4, отличаясь от нее использованием взрывателя ЭХВ вместо замыкателя ЭХЗ, причем ЭХВ в мине МЗД-5 используется как замыкатель, т.е. выполняет ту же роль, что и ЭХЗ.
Мина предназначена для выведения из строя автомобилей, бронетехники, движущихся по дорогам, железнодорожных локомотивов на железной дороге.

Противотранспортная мина ПДМ-15 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина ПДМ-15

В Наставлениях и Руководствах времен Великой Отечественной войны эта мина именовалась как "Партизанская дорожная мина ПДМ-1".
Мина предназначена для выведения из строя  подвижного состава на железной дороге методом разрушения рельсового пути, что приводило к сходу поезда с рельс и крушению.
Строго говоря, это не вполне мина, т.к. заряд ее довольно мал, всего 800 грамм тротила, чего недостаточно для разрушения рельс, поскольку мина должна устанавливаться под основание рельса или под шпалу.

Противотранспортная мина ПМС (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина ПМС

Более известна под названием "Противопоездная мина Старинова (ПМС)". Была предложена полковником И.Г. Стариновым и принята на вооружение инженерных войск РККА летом 1941 года. По окончании войны снята с вооружения и больше не производилась и не использовалась. Все неиспользованные экземпляры уничтожены.
Предназначена для выведения из строя подвижного железнодорожного состава.

Противотранспортная мина Тип 13 (Anti-vehicle mine Type 13) (Мины Швеции)

Противотранспортная мина Тип 13 (Anti-vehicle mine Type 13)

Мина противотранспортная комбинированного типа (кумулятивно - осколочного) направленного поражения управляемая. Предназначена для выведения из строя не бронированной и легко бронированной наземной техники противника, низколетящих самолетов и вертолетов. Поражение транспортному средству наносится за счет повреждения корпуса, кабины, членов экипажа готовыми убойными элементами (шарики или ролики) и ударным ядром, образующимся за счет кумулятивного эффекта.

Противотранспортная партизанская мина (вариант 1) (Советские и Российские мины)

Противотранспортная партизанская мина (вариант 1)

Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного разрушения рельс с последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.
Эта мина была разработана в 1942 году и предназначалась для использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии для совершения диверсий на железной дороге.
В ряде источников мина может встречаться под иными названиями - "противопоездная мина", "железнодорожная мина", "нахальная мина", "поездная партизанская мина" и др.

Противотранспортная партизанская мина (вариант 2) (Советские и Российские мины)

Противотранспортная партизанская мина (вариант 2)

Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного разрушения рельс с последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.
Эта мина была разработана в 1942 году и предназначалась для использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии для совершения диверсий на железной дороге.