Пулемет "MG 151"
MG 151
пехотный вариант
Наступившее в конце 1944 года резкое падение производства вооружений заставило руководство вермахта использовать запасы авиационного вооружения, хранившегося на складах люфтваффе.
Речь шла, прежде всего, о 20-мм авиационных пулеметах MG-151, выпускавшихся в модификациях MG-151/20 и MG-151/15 калибром 20 и 15 мм соответственно. По состоянию на 1 декабря 1944 г. имелось 16020 пулеметов MG-151 обеих модификаций, которые не находили применения в качестве авиационного вооружения в связи с переходом промышленности на выпуск новых реактивных самолетов Не-262, Не-162, Аг-234 и истребителей с поршневыми двигателями Та-152. Эти самолеты вооружались мощными 30-мм авиапушками МК-108. Для пулеметов MG-151 имелись и весьма внушительные запасы патронов: 5565000 патронов калибром 15 мм. и 55046000 патронов калибром 20 мм.
Калибр, мм | 20 |
Длина, мм | 1166 |
Длина ствола, мм | 1104 |
Вес без патронов, кг | 42 |
Емкость ленты, кол. патронов | 250 |
Скорострельность, выстр/мин | 630-720 |
Начальная скорость пули, м/с | 695 |
Прицельная дальность, м | 2000 |
Созданный в срочном порядке пехотный вариант пулемета представлял собой тело авиационного пулемета MG-151, установленное на легкий двухколесный лафет. Серийное производство лафетов осуществлялось фирмой «Дойче Ваффен-унд Мининионсфабрикен» в г. Позен (Познань). Лафет снабжен щитовым прикрытием, состоящим из двух листов брони, скрепленных с промежутками между ними. Для обеспечения большей устойчивости пулемета при стрельбе к телу пулемета прикреплены наплечники.
Имевшаяся на авиационном варианте пулемета система электроспуска заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведение только непрерывного огня. Питание патронами осуществляется из гибкой металлической ленты. Для стрельбы используются 15 или 20-мм (в зависимости от модификации) патроны с бронебойными, бронебойно-зажигательными и осколочно-фугасными пулями.
Вследствие высокой скорострельности и большой мощности используемых боеприпасов пулеметы MG-151, представляли собой грозное оружие, эффективность использования которого, впрочем, снижалась вследствие примитивной конструкции лафета и низкой обученности расчетов (пулеметы MG-151 поступали, прежде всего, на вооружение батальонов фольксштурма).
MG 151/20
версия неподвижного бортового оружия
с воспламенительным кабелем
Авиационные пулеметы модели 151 были разработаны конструкторами Mauser Werke AG, с 1940 года выпускались в городе Оберндорфе, а позже также шестью другими фирмами. До конца войны только предприятие из города Оберндорфа поставило почти 39500 единиц этого оружия, из них 1272 единицы в 1941/42 хозяйственном году, 2765 — в следующем, 4706 — в 1942/43-м, 16945 — в 1943/44-м и еще 13650 единиц до апреля 1945 года. В предыдущем году, когда немецкая индустрия вооружения достигла наибольшего объема производства, вооруженные силы получили около 19 тыс. пулеметов этого типа.
Пулемёты предназначались в первую очередь для оснащения истребителей, бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и истребителей-бомбардировщиков в качестве подвижного и неподвижного бортового оружия. С 1940-1941 годов эти пулеметы стали штатным вооружением немецких самолетов.
Автоматика MG-151 работает за счет отдачи ствола при коротком его ходе. Запирание канала осуществляется поворотом боевой личинки. Подающий механизм ползункового типа с двухсторонней подачей ленты.
MG 151/20
версия подвижного бортового оружия
Оружие оснащено отводящимся назад стволом и запираемым вращающимся затвором. Сам пулемёт состоит из двух подвижных и четырех неподвижных основных узлов. Ствол и затвор подвижны, а корпус, крышка, электрическое перезаряжающее устройство и электрическое спусковое устройство неподвижны. Ствол и затвор перемещаются в корпусе в продольном направлении. Их жесткое запирание осуществляется с помощью запирающей детали, расположенной в корпусе и также продольно перемещающейся. Затвор состоит из двух частей: вращающейся затворной головки и двигающегося по прямой остова. В передней части корпуса расположена возвратная пружина ствола и фрикционная кольцевая пружина, а в задней части, кроме ствольной и буферной пружин - буфер затвора (для поглощения энергии отдачи подвижной системы), который собран из конических разрезных колец. На крышке, закрывающей корпус, размещены запирающая пружина с пружинной гильзой, ручной завод пружины и устройство транспортировки патронной ленты. Электрическое перезаряжающее устройство закреплено на крышке слева, а электрическое спусковое устройство — справа.
Как только выстрел произведен, ствол, и затвор в запертом положении перемещаются назад до тех пор, пока пуля не минует дуло. В этот момент оба язычка головки затвора на роликах скользят по кривой направляющего кольца. При этом головка затвора вращается, ствол и затвор разъединяются, а запирающей детали придается ускорение. Ствол скользит в свое переднее положение, а затвор с большой скоростью устремляется назад и ударяется в буфер.
Во время обратного хода из патронника изымается гильза, выбрасывается из оружия вниз, а лента сдвигается на одно звено. При движении вперед затвор вставляет в ствол новый патрон из патронника. После этого головка затвора поворачивается, и затвор соединяется со стволом.
Когда остов затвора достиг своего переднего положения, ударник выходит из отверстия головки затвора и воспламеняет патрон. Помеха, вызванная отказом ленты, автоматически устраняется с помощью электрического устройства перезаряжания, когда стрелок отпускает кнопку произведения выстрелов.
Воспламенение патрона может осуществляться механически с помощью ударника или электрически с помощью воспламеняющего тока. Для этого нужен соответствующий затвор. Если стрелок заменяет затвор, предназначенный для механического воспламенения, и с помощью воспламенительной проводки устанавливает контакт между корпусом оружия и источником воспламенительного тока, то пулемет переводится на электрическое воспламенение. Для самостоятельного перезаряжания и взведения оружие должно быть подключено к электрическому устройству дистанционного управления. Однако также возможно ручное перезаряжание и взведение.
MG 151
система авиационного пулемета
Имевшаяся на авиационном варианте пулемёта система электроспуска была заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведения только непрерывного огня.
Так же легко, как и переход с механического на электрическое воспламенение, стрелок может переоборудовать оружие модели 151 в модель 151/20. Для этого ему нужно только заменить ствол. Длина шага скрутки ствола, предназначенного для стрельбы 15-мм патронами, составляет 500 мм, а длина самого ствола —1254 мм; длина шага скрутки ствола для стрельбы патронами калибра 20 мм составляет 570 мм, длина самого ствола равна 1104 мм.
Питание пулемета патронами при стрельбе осуществляется из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном (звенья неразъемные). Ее объем зависит от назначения использования и применения оружия в качестве одиночной, спаренной или тройной конструкции. Оружие в одиночном исполнении чаще всего оснащалось лентами, вмещавшими 250 патронов.
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи