Тяжелое противотанковое ружье Lahti 20 pst.kiv 39 / VKT L-39 / Norsupyssy

20 pst.kiv 39 (Lahti L-39)
20 pst.kiv 39 (Lahti L-39)

20 pst.kiv 39 (Lahti L-39)

В конце 1930-х годов финские оружейники получили задание на создание противотанкового ружья (ПТР). А уже в середине 1939 года известным конструктором Аймо Йоханнесом Лахти (Aimo Johannes Lahti) было представлено тяжелое противотанковое ружье собственной разработки.

Lahti L-39

Lahti L-39

В сентябре 1939 года крупнокалиберное ПТР Лахти приняли на вооружении армии Финляндии с официальным обозначением «20 pst.kiv 39» (20 panssarintorjuntakivaaru 39 – 20-мм противотанковое ружье образца 39 года). В дальнейшем это ружье стало известно с обозначением L-39 (Lahti-39), а в армии получило неофициальное наименование «Norsupyssy» (слоновье ружье).

Первые прототипы этого оружия создавались под оригинальный 20-мм патрон разработки самого Аймо Лахти, однако в серийное производство противотанковое ружье Lahti L-39 поступило, рассчитанное под немецкий патрон 20х138 мм от зенитных пушек FlaK 30 и FlaK 38, закупленных Финляндией в Германии. При этом германские боеприпасы обеспечивали более широкую номенклатуру типов снарядов - бронебойные, зажигательные, осколочно-фугасные и т.д.

Тяжелое крупнокалиберное противотанковое ружье Lahti L-39 самозарядное. Автоматика построена на принципе отвода пороховых газов через поперечное отверстие в канале ствола при коротком ходе газового поршня, который передает большую часть своей кинетической энергии массивным подвижным частям: остову затвора и боевой личинке.

Lahti L-39 с используемым боеприпасом

Lahti L-39
с используемым боеприпасом

Газовая камера - закрытого типа, с газовым регулятором на 4 положения и направляющей трубкой, расположена под стволом. Газоотводный механизм, имеет регулировку диаметра отверстия 1,5 - 1,8 - 2,2 - 2,5 мм, предназначенную для обеспечения стабильной работы оружия в любых климатических условиях и при любой загрязненности частей и механизмов оружия.

Сцепление затвора со ствольной коробкой - вертикально перемещающимся клином. Запирание и отпирание производится выступами затворной рамы, выполненной отдельно от штока с поршнем. В затворе смонтированы ударник с боевой пружиной, выбрасыватель и досылатель.

Питание оружия боеприпасами осуществляется из отъемных коробчатых магазинов с двурядным расположением патронов вместимостью по 5 или 10 штук, или барабанного, вместимостью 15 штук. Для уменьшения общего веса системы, снаряженные магазины транспортируются в специальной укупорке и поэтому магазинное окно ствольной коробки снабжено защитной крышкой, исключающей загрязнение подвижных частей при транспортировке.

ПТР Lahti L-39: 1 – дульный тормоз; 2 – деревянный кожух; 3 – магазин; 4 – рукоятка заряжания; 5 – затыльник; 6 – сошка; 7 – лыжи; 8 – защелка магазина; 9 – замыкатель затыльника; 10 – защелка плечевого упора; 11 – рейка.

1 – дульный тормоз; 2 – деревянный кожух; 3 – магазин; 4 – рукоятка заряжания;
5 – затыльник; 6 – сошка; 7 – лыжи; 8 – защелка магазина; 9 – замыкатель
затыльника; 10 – защелка плечевого упора; 11 – рейка.

Приемник магазинов расположен сверху оружия. За магазином, также сверху, расположена защелка магазина. Защелка магазина одновременно является и защелкой защитной крышки. При воздействии на защелку крышка автоматически откидывается под воздействием специальной пружины.

секторный прицел Lahti L-39

секторный прицел Lahti L-39

Верхнее расположение магазина наложило отпечаток на конструкцию многих механизмов. Так, в боевой личинке досылающие выступы, с помощью которых патроны из магазина подаются в патронник, расположены в верхней части. Соответственно выбрасыватель расположен в нижней части личинки, а отражение гильзы с помощью жестко закрепленного в ствольной коробке отражателя производится вниз. Для изменения траектории отраженной гильзы с целью исключения травмирования стрелка в конструкцию пришлось ввести резиновый роликовый амортизатор, расположенный перед спусковой скобой. Своеобразная гарда между спусковой скобой и пистолетной рукояткой призвана защищать руку стрелка при отскоке от грунта отраженных гильз.

вид на ствольную коробку и прицел Lahti L-39

вид на ствольную коробку и прицел Lahti L-39

Также по причине верхнего расположения магазина пришлось сместить механический прицел влево, что, однако, привело к положительному результату - превышение прицельной линии над стволом очень незначительно. Прицельные приспособления состоят из мушки на стволе и секторного прицела на ствольной коробке с установками по дальности от 100 до 1400 метров.

Однако основные технические трудности пришлось решать при проектировании спускового механизма, кинематическая цепь которого проходит через две подвижные детали: остов затвора и боевую личинку, в полости которой помещен подпружиненный ударник. Особенности расположения ударника послужили причиной «рамочной» конструкции запирающего клина и верхнего шептала, обеспечивающей продольное перемещение ударника в полости боевой личинке.

элементы управления Lahti L-39

элементы управления Lahti L-39

Кроме того ружье было оснащено двумя спусковыми механизмами: задним - для удержания на боевом взводе подвижной системы и передним - для удержания ударника. Передний спусковой механизм действует только тогда, когда подвижная система находится в крайнем переднем положении и произошло полное запирание затвора. Задний спусковой механизм обеспечивает более интенсивное охлаждение ствола, задерживая подвижную систему в заднем положении после каждого выстрела. Передний спусковой механизм позволял вести только одиночный огонь.

С левой стороны оружия, у пистолетной рукоятки расположен флажок предохранитель. Во включенном положении он запирает спусковой рычаг переднего спускового механизма.

элементы управления Lahti L-39

элементы управления Lahti L-39

Подвижные части автоматики перемещаются внутри фрезерованной ствольной коробки, каждая по своим направляющим.

Со ствольной коробкой гайкой соединен ствол. На ствол надевается цилиндрический деревянный кожух с перфорацией, фиксирующийся разрезной пружинной гайкой. Та же резьба используется и для крепления дульного тормоза.

Пятикамерный дульный тормоз (имеет 5 поперечных отверстий) изготовлен из одной болванки и для исключения оржавления покрыт матовым хромом. Из-за поперечного расположения отверстий камер эффективность дульного тормоза не очень высока - порядка 40 %. Это объясняется тем, что их наклонное расположение, увеличивающее реактивную составляющую торможения отката, привело бы к непереносимой акустической нагрузке на второго номера расчета - заряжающего. К основанию дульного тормоза с помощью хомута и цепочки крепится защитный кожух.

дульный тормоз Lahti L-39

дульный тормоз Lahti L-39

К задней части ствольной коробки с помощью чеки, вынимаемой с правой стороны, крепится затыльник с буфером и направляющей возвратной пружины. В пазах затыльника вертикально перемещается приклад с перфорированной (для смягчения отдачи) резиновой накладкой. В нужном положении по вертикали приклад фиксируется подпружиненной кнопкой.

Пружинный буфер служит для смягчения удара подвижных частей в крайнем заднем положении и аккумуляции энергии отката для обеспечения более энергичного наката с целью повышения стабильности работы автоматики в различных условиях.

вид на затыльник Lahti L-39

вид на затыльник Lahti L-39

С левой стороны ствольной коробки с помощью винтов прикреплен деревянный подщечник.

На правой стороне ствольной коробки смонтирован механизм взведения подвижных частей, состоящий из поступательно перемещающейся зубчатой рейки (которая своим зубом отводит остов затвора с боевой личинкой назад), рукоятки с фиксатором и шестерней.

Ружье устанавливается на лафет, состоящий из транспортных лыж, изготовленных из фанеры и облицованных латунным листом, предназначенных для стрельбы с мягких грунтов и перемещения системы на небольшие расстояния при смене огневых позиций, и двуногой сошки с сошниками для стрельбы с твердого грунта.

вид на затыльник и подщечник Lahti L-39

вид на затыльник и подщечник Lahti L-39

Сошка фиксируется в горизонтальном и вертикальном положениях с помощью двух подпружиненных штыревых фиксаторов. При переводе сошки из одного положения в другое требуется оттянуть один фиксатор, повернуть сошку на некоторый угол, оттянуть второй фиксатор, довернуть сошку и отпустить фиксатор, зафиксировав ее в нужном положении.

Взаимодействие частей и механизмов ружья происходит следующим образом. Для заряжания необходимо открыть пылезащитную крышку магазинного окна, присоединить магазин и, утопив рукоятку заряжания, прокрутить ее от себя до упора (около 2 оборотов); вернуть рукоятку в исходное положение (иначе при спуске подвижных частей она будет вращаться под воздействием возвратной пружины). Подвижные части остаются в крайнем заднем положении на задержке. Оружие заряжено.

Для производства выстрела необходимо передвинуть флажок предохранителя назад и, обхватив пистолетную рукоятку, выжать клавишу, при этом задержка, опускаясь, освобождает подвижные части, при движении которых вперед происходит досылание выстрела в патронник, запирание канала ствола и совмещение положения деталей спускового механизма.

лыжи с сошками Lahti L-39

лыжи с сошками Lahti L-39

При нажатии на спусковой крючок происходит выстрел. После прохождения пулей газоотводного отверстия газовый поршень толкает остов затвора с боевой личинкой назад. При этом происходит отпирание затвора скосом выступа остова, извлечение выбрасывателем стреляной гильзы, ее отражение за пределы ствольной коробки, взведение ударника выступом гребня остова. Подвижные части откатываются в крайнее заднее положение и, если перед нажатием на спусковой крючок клавиша пистолетной рукоятки была освобождена, в начале наката останавливаются на задержке. Назначение задержки - исключить температурное воздействие разогретого ствола на взрыватель снаряда в перерывах стрельбы. При производстве небольшого количества выстрелов клавиша выжимается постоянно. При этом подвижные части возвращаются в крайнее переднее положение, досылая очередной выстрел в патронник, запирающий скос остова воздействуя на скос клина, перемещает его вверх. Клин, попадая в специальную выемку в ствольной коробке, запирает канал ствола. По приходу в крайнее переднее положение остова затвора выступающая вниз часть толкателя сдвигает нижнее шептало вперед, сжимая его пружину. Кинематическая связь деталей спускового механизма нарушается и выстрела не происходит. Для производства следующего выстрела необходимо освободить спусковой крючок и снова выжать его.

расчет Lahti L-39

расчет Lahti L-39

Расчет ПТР состоял из двух человек: наводчика и заряжающего.

Противотанковое ружьея Lahti L-39 использовалось финской армией в ходе Зимней войны 1939-1940 гг. с СССР и позже в ходе Второй Мировой войны. Первоначально применялось для борьбы с легкобронированными танками и самоходными орудиями и показало себя с лучшей стороны в борьбе с советскими танками Т-26 и БТ-7. Но уже к 1941 году его бронепробиваемости (на дальности 100 м. оно пробивало 30 мм броню под углом 90 градусов) стало недостаточно и ружье стали использовать в основном для подавления огневых точек, укреплений и стрельбы по самолетам. Помимо того, это противотанковое ружье использовали и как антиснайперское средство.

Широкая номенклатура используемых боеприпасов, включающая осколочные и зажигательные снаряды, позволяла использовать ПТР для поражения наступающей пехоты (цель могла быть поражена осколками на расстоянии до 2,5 м от места разрыва снаряда) и создания очагов пожара в тылу противника.

Калибр, мм20х138
Длина, мм2240
Длина ствола, мм1300
Вес без патронов, кг49.5
Магазин, кол. патронов5, 10, 15
Скорострельность, выстр/мин30
Прицельная дальность стрельбы, м1400
Начальная скорость пули, м/с825
Бронепробиваемость,
(дистанция / угол встречи / пробиваемость)
100 м / 90o / 30 мм
300 м / 90o / 25 мм

В армии ружье зарекомендовало себя исключительно точным оружием и выдавалось только лучшим стрелками, прошедшим специальную подготовку. Боевые потери L-39 в Великой Отечественной войне также невелики и не превышают 30 %, что говорит как о достаточной (даже при весе с боекомплектом) маневренности, так и о бережном отношении к ПТР.

Противотанковое ружье Lahti L-39 серийно выпускалось на Финском государственном оружейном заводе «Valtion Kivaaritehdas» (VKT) с 1939 по 1944 год. Всего было выпущено 1906 ПТР.

В 1944 году на базе противотанкового ружья Лахти разработал легкую зенитную пушку «20 it.kiv 39/44», имевшую автоматический режим огня (скорострельность при стрельбе очередями составляла 100 выстр/мин).

На вооружении финской армии ПТР Lahti L-39 состояло вплоть до начала 1960-х годов.

Lahti L-39 на боевой позиции

Lahti L-39 на боевой позиции

Комментарии

USERNAME 1. mercenary (Материал)
Видео с заряжанием и стрельбой из ПТР Lahti L-39:

USERNAME 2. mercenary (Материал)
Видео со стрельбой из ПТР Lahti L-39:

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль