Ручная граната F1 образца 1915 года
Не желая повторять ошибки 1914 года, когда немецкая армия была неплохо обеспечена гранатами образца 1913 года и этим получала преимущество в окопной войне, французы решили создать гранату со сбалансированными характеристиками. Правильно учтя недостатки немецких гранат, как то, большой в диаметре, неудобный для охвата рукой корпус как у гранаты образца 1913 года, ненадежный взрыватель и слабое осколочное действие, французы разработали революционную для своего времени конструкцию гранаты, известную как F1.
F1
с запалом ударного воспламенения
Эта граната была принята на вооружение французской армии в 1915 году, после обобщения опыта по применению гранат в позиционной войне во время Первой Мировой войны.
Первоначально F1 выпускалась с запалом ударного воспламенения, но вскоре ее снабдили автоматическим рычажным запалом, конструкция которого с незначительными изменениями по сей день используется во многих запалах армий NATO.
Граната представляла собой изготовленный литьем ребристый яйцевидный корпус, из сталистого чугуна, с отверстием для запала, который был более удобным для броска, чем круглый или дискообразный корпус немецких гранат.
Заряд состоял из 64 граммов взрывчатого вещества (тротил, шнейдерит или менее мощные заменители), а масса гранаты составляла 690 грамм.
F1
с запалом ударного воспламенения
Изначально запал представлял собой конструкцию с капсюлем-воспламенителем ударного действия и замедлителем, по выгорании которого срабатывал капсюль-детонатор, вызывавший подрыв гранаты. В действие он приводился посредством удара колпачком запала о твердый предмет (дерево, камень, приклад и т. д.). Колпачок изготавливался из стали или латуни, имел на внутренней стороне боек, разбивавший капсюль, по типу винтовочного, поджигавший замедлитель. Для безопасности запалы гранат F1 снабжались проволочной чекой, не допускавшей касания ударником капсюля. Перед броском этот предохранитель удалялся. Такая простая конструкция была хороша была для массового производства, но применение гранаты вне окопа, когда не было возможности найти тот самый твердый предмет, явно затрудняло пользование гранатой. Тем не менее, компактность, простота и высокая эффективность обеспечили гранате огромную популярность.
В момент взрыва корпус гранаты разрывается на более чем 200 крупных тяжелых осколков, начальная скорость разлета которых около 730 м/с. При этом на образование убойных осколков идет 38 % массы корпуса, остальное попросту распыляется. Приведенная площадь разлета осколков - 75–82 м2.
F1 с запалом ударного воспламенения |
Ручная граната F1 была довольно технологичной, не требовала дефицитного сырья, несла умеренный заряд взрывчатого вещества и в то же время обладала большой мощностью и давала большое по тем временам количество убойных осколков. Пытаясь решить задачу правильного дробления корпуса при взрыве, конструкторы использовали глубокую насечку на корпусе. Однако боевой опыт показал, что при современных бризантных ВВ корпус такой формы при взрыве дробится непредсказуемо, причем основное количество осколков имеет малую массу и малоубойны уже в радиусе 20-25 метров, в то время как тяжелые осколки донца, верхней части гранаты и запала имеют высокую энергию за счет своей массы и опасны до 200 м. Поэтому все утверждения насчет того, что насечка имеет своей целью образование осколков по форме выступающих ребер, как минимум, неверна. То же самое следует сказать и насчет явно завышенной дистанции поражения, так как дальность сплошного поражения осколками не превышает 10-15 метров, а эффективная дальность, то есть такая, где хотя бы половина целей будет поражена – 25-30 метров. Цифра 200 метров – это не дальность поражения, а дальность безопасного удаления для своих частей. Потому метать гранату следовало из-за укрытия, что было вполне удобно в случае позиционной войны.
F1 с автоматическим рычажным запалом |
Недостатки F1 с ударным запалом были очень скоро учтены. Несовершенный запал был ахиллесовой пятой всей конструкции, а по сравнению с гранатой Миллса был явно устаревшим. Сама же конструкция гранаты, ее эффективность и производственные особенности не вызывали нарекания, наоборот, были выдающимися.
F1
с автоматическим рычажным запалом
Тогда же, в 1915 году, в короткий срок французскими конструкторами был изобретен автоматический пружинный запал по типу Миллса, однако, во многом его превосходящий.
Теперь готовую к броску гранату можно было держать в руках неограниченно долго – пока не наступал более благоприятный для броска момент, что особо ценно в скоротечном бою.
Новый автоматический запал был объединен с замедлителем и детонатором. Запал вкручивался в гранату сверху, в то время как у Миллса ударный механизм запала был неотъемным от корпуса, а детонатор вставлялся снизу, что было весьма непрактично – визуально определить, заряжена ли граната было невозможно. Этой проблемы не было у новой F1 – наличие запала легко определялось и означало готовность гранаты к применению.
Остальные параметры, в том числе заряд и скорость горения замедлителя остались прежними, как и у гранаты F1 с запалом ударного воспламенения.
Длина гранаты, мм | 130 |
Диаметр гранаты, мм | 55 |
Масса гранаты, гр | 690 |
Масса заряда, гр (тип ВВ) | 64 (тротил, шнейдерит или менее мощные заменители) |
Дальность метания, м | 30 |
Радиус разлета осколков, м | 200 |
Среднее количество осколков, шт | 200 |
Время горения замедлителя, с | 4 - 5 |
В таком виде французская ручная граната F1, как и граната Миллса, стала поистине революционным техническим решением. Ее форма и массогабаритные показатели были настолько удачными, что послужили примером для подражания и воплотились во многих современных моделях гранат.
Во время Первой Мировой войны гранаты F 1 в больших количествах поставлялись в русскую армию союзником – Францией. А также применялись и после революции.
Ручная граната F1 стала образцом для создания всем известной советской гранаты Ф-1, которая, по сути, была слегка измененной французской гранатой с новым запалом Ковешникова.
- Боеприпасы»Гранаты»Франция
- mercenary53630
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи