Патрон 10x25 / 10 mm Auto

10 mm Auto
10 mm Auto

Патрон калибра 10x25  имеет обозначения:
10x25 mm / 10 mm Automatic / 10 mm Auto / 10 mm Bren Ten / 10x25.2 mm / 10 mm Bren Auto / 10 mm Auto Bren Ten / SAA 6395 / XCR 10 025 CGC 010.

Bren Ten Standart

Bren Ten Standart

Патрон 10 mm Auto калибра 10x25 мм. был разработан шведской компанией Norma Projektilfabrik A B - известным производителем боеприпасов для спортивного и охотничьего оружия к 1983 году для пистолета Bren Ten, спроектированного американской фирмой Dornaus & Dixon Enterprises с целью замены Colt M1911. Этот пистолет должен был сочетать многозарядность пистолетов калибра 9 мм с останавливающим действием М1911.

Естественно, для нового оружия был необходим новый патрон, имеющий меньшие габариты, чем .45 ACP, для возможности применения двухрядного магазина и уменьшения габаритов оружия, при большей дульной энергии и настильной траектории, сравнимых с патроном .357 Magnum.

Техническим консультантом фирмы Dornaus & Dixon Джефом Купером был предложен вариант оптимального, по его мнению, боевого патрона.

В начале 1970-х годов Купер уже имел некоторый опыт в разработке боеприпасов короткоствольного оружия, работая совместно с Уайтом Коллинсом, который произвел необходимые расчеты и даже предложил несколько вариантов снаряжения патрона калибра .40 собранного на основе обрезанных гильз винтовочного патрона .224 Weatherby и пуль револьверного патрона .38-40, впоследствии с помощью журнала Guns & Ammo и его читателей доведенных до опытных образцов в 1972 году. После удачных испытаний этих патронов, названных .40 G&A Купер решил продолжить их совершенствование, и занялся проектированием своего патрона, называемого им .40 Super. Через несколько лет эти наработки послужили при создании патрона для пистолета Dornaus & Dixon. В заказе на разработку патрона были указаны примерные характеристики боеприпаса и переданы фирме Norma макетные образцы.

10 mm Auto

10 mm Auto

Инженеры Norma по прошествии некоторого времени спроектировали довольно мощный пистолетный патрон, по длине равный патрону .45 АСР, но с несколько меньшим диаметром гильзы.

Цилиндрическая бесфланцевая гильза длиной 25.2 мм была изготовлена из латуни, капсюльное гнездо было расчитано на капсюль типа Boxer, большего, чем у обычных пистолетных патронов, размера, используемого обычно в винтовочных патронах, что позволило более надежно воспламенять метательный заряд массой около 0.6-0.8 грамм из специально разработанной специалистами Norma марки пороха, позволяющей разогнать пулю до требуемой скорости при относительно безопасном давлении в патроннике.

Патрон снаряжался пулями двух типов - оболочечной с полостью в головной части массой 11 грамм и обололочечной в виде усеченого конуса массой 13 грамм. Обе пули имели оболочку из медного сплава и свинцовый сердечник, и при выстреле из ствола длиной 5 дюймов (127 мм) - длины ствола полноразмерных моделей Bren Ten, развивали начальные скорости 420 и 365 м/с соответственно.

Высокая начальная скорость способствовала тому, что траектория полета пуль была весьма пологой, облегчающей прицеливание, а также обеспечивала высокое пробивное и останавливающее действие пуль.

Дульная энергия пуль составляет более 800 Дж и хорошо сохраняется на траектории, на дистанции 90 метров превосходя энергию пуль .45 АСР при вылете.

Более легкая пуля к тому же при попадании в цель дает так называемый "гидрошоковый" эффект, изрядно усиливающий останавливающее действие.

При всех достоинствах 10 мм Auto имел и ряд недостатков - довольно сильная отдача и подброс оружия, затруднявшие ведение быстрого огня, и весьма громкий звук выстрела и значительное дульное пламя - мощный капсюль воспламенял метательный заряд почти во всем объеме гильзы, давление возрастало очень быстро и было значительно больше, чем у традционных патронов .45АСР, 9х19, 38 SP, достигая 300 МПа и больше, что усложняло конструкцию оружия - необходимо было более продолжительное время удерживать затвор запертым.

Первые образцы оружия под патрон 10 mm Auto проектировались на основе оружия калибра .45, вследствие чего затвор получал значительно большую скорость отката, и хотя отдача оружия была не намного сильнее чем у М1911, примерно соответствуя револьверам калибра .357 Magnum со стволом 4 дюйма, оружие "дралось", что не способствовало его популярности у начинающих стрелков.

Но основным фактором стала довольно высокая стоимость патронов и их относительно небольшой выбор, так как производились они всего несколькими компаниями, к тому же после банкротства Dornaus & Dixon Enterprises в 1986 году производство патронов фирмой Norma было прекращено.

Colt Delta Elite

Colt Delta Elite

Вновь эти патроны были "извлечены на свет" в конце 1980-х годов, когда фирма Colt создала на основе М1911 модель Colt Delta Elite под патрон 10 мм Auto. Для серьезной оружейной фирмы выпуск пистолета под столь малораспространенный патрон в 1987 году был некоторым риском, но это оружие с его сочетанием классической конструкции и мощного патрона оказалось более популярным, чем предшественники, и получило признание знатоков, да и доработка существующей модели под другой патрон не потребовала значительных затрат, а конструкция М1911 уже была отработана в течении многих лет.

Но настоящая популярность пришла к этому патрону в 1990 году, когда он был принят на вооружение Федеральным Бюро Расследований США. ФБР начало систематический анализ эффективности пистолетных боеприпасов после перестрелки Майами в 1986 году, в результате которой при попытке задержания двух преступников было убито двое агентов и еще несколько ранено. Эта перестрелка показала малую эффективность используемых патронов .38 SP и 9х19 mm Para, так как преступник, получив 12 ранений, отстреливался еще около 4 минут.

В результате исследований к 1989 году была выработана методика испытаний и составлены основные требования к оружию. В проведенных тестах наряду с револьверами S&W M13 калибра .357 Magnum участвовали пистолеты S&W mod.645, 4506 (45 ACP), Colt Delta Elite (10 mm Auto) и М1911 (45 ACP), Walther PPK (9x18), и SIG 226 (9x19) с патронами в различных вариантах снаряжения и типами пуль. В результате наиболее эффективными были признаны патроны - револьверный .357 Magnum и пистолетные 45 ACP с 10 mm Auto, однако было отмечено, что оба этих боеприпаса имеют весьма сильную отдачу и мало пригодны для обучения. Поэтому было принято решение несколько ослабить заряд 10 mm Auto, и один из сотрудников, проводивших тестирование, вручную переснарядил коробку патронов из ближайшего спортивного магазина, снизив начальную скорость пули массой 11,7 грамм до 290 м/с.

Переснаряженый патрон показал неплохие результаты, и был принят в качестве стандарта ФБР.

Из-за хороших характеристик при стрельбе по защищенным целям (сквозь тонкие стены, дверцы автомобилей) патрон был принят на вооружение не только ФБР, а так же некоторыми полицейскими департаментами на территории США.

В начале 1990 года, фирмой Smith & Wesson было предоставлено 50 образцов пистолетов модели 1076 (доработки коммерческой модели 1006) для тестирования, а в мае 1990 года еще 200 образцов для полевых испытаний, по результатам которых должен был быть заключен контракт на поставку 9500 единиц оружия.

H&K MP5/10

H&K MP5/10

Это подтолкнуло производителей короткоствольного оружия к разработке моделей под 10 mm Auto, и в довольно короткое время свои образцы, помимо Colt и Smith & Wesson, предложили фирмы Glock (Glock 20, 20C, 29), Heckler&Koch (пистолет-пулемет H&K MP5/10), Springfield Armory (Omega, Linkless), STAR (Megastar 10), Wyoming Arms (Parker) и ряд других. Фирмы - производители боеприпасов также наладили производство патронов в различных вариантах снаряжения и с разными типами пуль.

Однако, такое положение вещей сохранялось весьма недолго, уже вскоре после принятия на вооружение ФБР патрона калибра 10 мм, фирма Smith & Wesson предложила свой вариант аналогичного патрона, но немного меньшей мощности и меньшей длины, равной патрону 9х19, а поскольку для служебного оружия мощность 10 mm Auto в полноценном снаряжении была явно избыточна, то новый патрон .40 Smith & Wesson или 10х22 мм быстро потеснил его почти по всем позициям, став в короткий срок самым распространенным боеприпасом служебного оружия, как в США, так и в Европе. Основными его достоинствами относительно небольшие размеры, позволяющие создать компактные модели оружия, и сравнимая с 10 mm Auto в облегченном варианте снаряжения эффективность при несколько меньшем рабочем давлении.

Вскоре после появления патрона .40 Smith & Wesson и оружия этого калибра, 10 mm Auto постепенно отошел на второй план, и был практически вытеснен с рынка служебного оружия, оставшись в основном спортивным - в легких вариантах снаряжения, и охотничьим боеприпасом.

Производство оружия под патрон 10 mm Auto было значительно сокращено, в Европе его продолжили производить только Glock в Австрии модели - полноразмерной Glock 20 и 20С, компактной Glock 29 и Tanfoglio в Италии (European American Armory на американском рынке) модели Witness и Witness P, в Америке - несколько большее число фирм - в основном в виде клонов М1911.

Патрон же 10 mm Auto выпускается большинством американских производителей боеприпасов, и рядом европейских, оставаясь, вероятно самым мощным патроном крупного калибра, применение которого возможно в короткоствольном оружии самообороны без неприятных ощущений, и довольно часто применяется как охотничий, позволяя добывать мелких и средних по размерам животных на расстояниях до 100 метров.

10 mm Auto

10 mm Auto

В США патрон 10 mm Auto выпускается в большем количестве и многими фирмами - CI/Speer ,Cor-Bon,Federal Cartridge Company,Georgia Arms,Hornady , Remington/UMC, Winchester и ряд других, причем как в вариантах для самообороны с пулей 10-12 грамм с энергией 500-700 Дж, так и в охотничьем - пули 11,7- 13,6 грамма и энергией свыше 1000 Дж. В Европе этот патрон распространен мало, и производится в основном с легким зарядом.

Первоначально патроны 10 mm Auto снаряжались пулей весом 13.6 грамма с начальной скоростью порядка 360 м/с или пулей массой 11.56 грамм с начальной скоростью около 430 м/с. В настоящее время эти патроны снаряжаются пулями массой от 9.18 до 14.28 грамм.

Типичными для данного патрона можно считать следующие характеристики: масса пули 10.5 грамма, начальная скорость пули (из пистолетного ствола) - около 370 м/с, дульная энергия - порядка 700 Джоулей.

В отличие от .40 S&W патрон 10 mm Auto гораздо более универсален, имеет больше вариантов снаряжения, так как более длинная гильза с большим объемом допускает значительно большее варьирование навесками заряда, без превышения безопасного давления.

Также этот патрон послужил базой для создания различных экспериментальных боеприпасов, в основном гильза обжималась под пули меньшего калибра - например, 9х25 Dillon, созданный для соревнований I.P.S.C в 1991 году, или .224 Boz в 1997 году, а также 10 mm Auto Magnum с удлиненной до 32 мм гильзой.

10 mm Auto
10 mm Auto

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль