Граната Мгеброва

граната Мгеброва
граната Мгеброва

С переходом к позиционной борьбе во время Первой Мировой войны у русской армии возникла потребность в оружии позволявшем поражать укрытого в окопах противника.

На вооружение поступают несколько образцов шомпольных гранат и среди них граната системы штабс-капитана Мгеброва. Свою гранату штабс-капитан, офицер Учебной автомобильной роты Военной автомобильной школы, предложил в сентябре 1914 года. Испытания опытного образца, проходившие на Охтенском заводе взрывчатых веществ и стрельбище Петроградского гарнизона, продолжались до ноября того же года и закончились успехом.

граната Мгеброва

граната Мгеброва

Изучив результаты испытаний гранаты конструкции Мгеброва, Технический комитет ГВТУ передал ее в ГАУ, где разработка получила одобрение II отдела Артиллерийского комитета. Необходимо отметить, что над опытным образцом гранаты Мгебров трудился не один. Помощь ему оказывал вольноопределяющийся Береславский.

Из-за загруженности казенных заводов заказ на производство 15 000 гранат передали частному заводу «Я.М.Айваз», контракт с которым - по настоянию Мгберова, был заключен 10 марта 1915 года с окончательным сроком поставки 1 марта 1916 года. Однако испытания первой партии гранат удалось провести только 3 мая 1916 года. Задержка была вызвана неподготовленностью производства и острым дефицитом материалов. В качестве примера можно привести производство шомполов - трубки для них пришлось закупать в Швеции.

28 июня первая партия из 2 тысяч комплектов гранат отправилась 45-му артиллерийскому парку в Псков. К декабрю 1916 года на снаряжение Охтенскому заводу взрывчатых веществ сдали 11 000 гранат, и только к июлю следующего – 1917 года, все заказанные гранаты поступили на Северный фронт и армейские склады. Прицелы-квадранты для стрельбы шомпольными гранатами конструкции Мгеброва были разработаны при участии полковнике Левандовского, а их производство наладили на Петроградском императора Петра Великого арсенале.

Предложение о производстве 1 миллиона гранат поступило 25 августа 1915 года от американского посредника Ф. Клерга. Из-за того, что оно ни чем не было подкреплено, заказ не выдали, не смотря на активное вмешательство Береславского (Мгебров сделал его своим представителем 12 февраля 1915 года).

граната Мгеброва снаряженная в ствол винтовки

граната Мгеброва
снаряженная в ствол винтовки

Ограниченное применение гранат не позволило сделать определенных выводов об их эффективности, однако отмечалось, что «моральный эффект взрыва значителен». Кроме морального эффекта было и вполне осязаемое воздействие на противника. При разрыве гранаты в грунте образовывалась воронка диаметром 61 см и глубиной 8,3 см. (есть и другие цифры – 60 и 30 см соответственно). Количество образовавшихся при этом осколков достигало почти двух сотен.

Мгебров, как специалист по бронеавтомобилям, считал возможным использовать свои гранаты не только для борьбы с пехотой. Еще в конце 1914 года он предложил применять их против германских тяжелых бронеавтомобилей. Испытания произведены не были, хотя гранату признали "особенно удовлетворительной" для этих целей. После трагической гибели штабс-капитана на фронте о его предложении использовать ружейную гранату как средства ПТО забыли.

Штабс-капитана В.А.Мгебров погиб во время поездки на фронт для проведения испытаний своей гранаты. В части, куда его направили, Мгебров принял на себя командование ротой, в которой был убит командир. Во время атаки он получил тяжелое ранение и умер на операционном столе, успев продиктовать рапорт об испытаниях гранат.

устройство гранаты Мгеброва

устройство гранаты Мгеброва

Ружейная грана Мгеброва состояла из обтекаемого корпуса и шомпола, который служил в полете стабилизатором. Головная часть диаметром 40 мм и длиной 146 мм, снаряжалась 72,5 г. (по другим данным 73,1 г.) тетрила или тетрила в смеси с тротилом (4:1). Заряд ВВ был помещен в латунный стакан.

Граната шомполом вставляется в ствол винтовки. Шомпол изготавливали из сплава алюминия с цинком и примесью железа. Внутри шомпола, для увеличения дальности полета гранаты, располагался простейший реактивный двигатель из 4,3 г. пороховой мякоти. Длина шомпола составляла 312-315 мм.

Общая масса гранаты 480 г.

Выстрел производился холостым патроном с зарядом на 2,9 г. пороха "В" с пыжом из корковой пробки. Пыж предварительно из него вынимался. Запрещалось вкладывать патрон в винтовку раньше гранаты.

После выгорания мякоти в шомполе воспламенялся специальный состав и легкоплавкие "лапки" освобождали гильзочку с капсюлем-детонатором. После этого она удерживалась только двумя качающимися рычагами. При ударе о преграду разрывной заряд смещался, воздействуя на рычаги, которые освобождали гильзочку. Более, ничем не удерживаемая, гильзочка по инерции смещалась вперед, преодолевая сопротивление пружины и накалывала капсюль-детонатор о жало.

Дальность стрельбы при угле возвышения в 45° составляла около 400 шагов (320 метров). Предполагалось, что гранатой можно стрелять даже с плеча.

Благодаря наличию двух предохранителей граната была безопасна для стрелка.

Предохранение гранаты выполнено просто и с учетом военного производства – шашка из термита не удерживает наперсток, а всего лишь обеспечивает пережигание предохранительных лапок из припоя. Это означает, что необходимости прессовать фигурную шашку с прочностью, достаточной для удержания наперстка нет и можно обойтись дешевыми прессами и обычными пиротехническими составами. Однако, герметичная укупорка решала проблему далеко не полностью. Да и надежность инерционного взрывателя с длинным ходом ударника была недостаточной. При падении на бок граната могла не сработать. Подобная идея предохранения был ранее реализована немцами в шомпольной гранате обр. 1913, но Мгебров пошел гораздо дальше, упростив конструкцию и обезопасив стрелка.

Относительным минусом является все же не самая простая конструкция и наличие большого мертвого объема внутри корпуса, что отчасти является платой за безопасность в виде холостой каморы.

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль