Бриллиант японской огранки

Среди Большой оптической пятерки компаний представители Европы имеют численное превосходство. В клубе избранных лишь одна компания представляет Японию.
Это компания Nikon.

Бриллиант японской огранки

Когда готовилась эта серия статей, я встречался с представителями всех компаний, но лишь в одном случае (полагаю, что пояснять, в каком именно, не требуется) рассказ о компании, ее истории и ассортименте выпускаемой продукции начался со знакомства с философией компании. Как оказалось, даже мельчайшие детали, на которые можно и не обратить внимания, несут глубочайшую философскую нагрузку. Суть философии компании Nikon можно выразить следующими словами: «Быть достойными оказываемого доверия и стремиться к постоянному творческому совершенствованию». В наше время острейшей конкурентной борьбы уже недостаточно, чтобы продукция компании просто отвечала запросам и требованиям покупателей, она должна их предугадывать и опережать. Этими принципами руководствуются более 26 тысяч сотрудников компании в своей повседневной работе.

Кстати, новый логотип компании также выражает философские принципы. Они воплощены как в дизайне, так и в выборе цвета. Так, например, желтый цвет обозначает глубину проникновения в смысл и увлеченность делом, а черный – высочайшее качество и стремление быть достойными оказываемого доверия. (Интересно отметить, что наш издатель – Издательский дом «СТ-Медиа» – остановил свой выбор на том же цветовом сочетании.)

Компания, известная сегодня как Nikon, была создана 25 июля 1917 года путем объединения трех оптических компаний Seisakusho, Iwaki Glass Co., и Fujii Lens. В результате этого объединения возникла компания, получившая название Nippon Kogaku Kogyo Kabushikigaisha (это название сохранялось вплоть до 1988 года, когда компания получила свое нынешнее название).

Первая мировая война Японию не затронула, но памятуя древнюю мудрость si vis pacem, para bellum (хочешь мира, готовься к войне), императорская Япония усиленно наращивала мощь своей армии и флота, для снабжения которых требовались надежные и высококачественные оптические приборы – бинокли, прицелы, перископы для подводных лодок, геодезическое оборудование. Наверное, в истории компании и ее принадлежности к предприятиям военно-промышленного комплекса и следует искать истоки сегодняшнего бескомпромиссного качества и надежности продукции.

Бриллиант японской огранки

Но вернемся к временам создания компании. Признавая приоритет немецких оптиков, руководство компании Nippon Kogaku пригласило восьмерых специалистов из Германии для организации конструкторского бюро. Помимо военной продукции, компания выпускала и продукцию гражданского назначения – микроскопы, бинокли (в 1921 году компания выпустила на рынок две гражданские модели биноклей – четырех- и шестикратные бинокли Mikron), объективы для фотоаппаратов. Первым объективом, выпущенным компанией, был сконструированный Генрихом Ахтом (одним из восьмерки немецких оптиков) объектив для аэрофотосъемки Flieger 500 мм f/4,5. Кстати, среди покупателей объективов, изготовленных Nippon Kogaku в то время, была и фирма Canon. (Производство объективов для компании Canon закончилось только после Второй мировой войны.)

Во время Второй мировой войны компания Nippon Kogaku работала на удовлетворение запросов армии, авиации и флота. Об объемах выпускаемой продукции можно судить уже по тому факту, что на девятнадцати заводах компании работали 23 тысячи человек. Работа на военное ведомство имело серьезные последствия для компании. После капитуляции Японии во Второй мировой войне американские оккупационные власти запретили японским компаниям (и Nippon Kogaku в том числе) заниматься производством продукции для нужд армии. У компании остался лишь один завод и полторы тысячи сотрудников. Однако в то же самое время работа на военное ведомство требовала обеспечения высочайшего качества продукции, что в конечном итоге не могло не сыграть свою положительную роль при переходе на выпуск гражданской продукции.

В пятидесятые годы ХХ века этикетка со словами «Сделано в Японии» означала, что перед вами продукт второго сорта, дешевая подделка. Прошло всего несколько лет, и ситуация коренным образом изменилась. Этикетка «Сделано в Японии» стала означать точность и качество изготовления, а также высокую надежность.

Но это будет потом, а в 1946 году, когда конструкторы компании Nippon Kogaku получили задание создать фотоаппарат под 35-мм фотопленку, возник вопрос: как будет называться продукция компании? Напомню, что в 1932 году объективы компании стали выходить под брендом Nikkor. В числе предлагаемых вариантов были Nicca, Nikka, Nikoret, Niko, Nikkorette, Pannet, Bentax и даже Pentax! В конце концов выбор руководства компании остановился на варианте Nikon.

Задание руководства было выполнено: новая модель дальномерного фотоаппарата Nikon 1 увидела свет. Объектив, нужно отдать должное, был собственной разработки.

Бриллиант японской огранки

А вот с корпусом фотоаппарата дело оказалось сложнее. Не мудрствуя лукаво, прилежные японские ученики смело позаимствовали конструкторские решения у компаний Zeiss и Leica и успешно их реализовали. И хотя по ряду причин (так, например, разработчики промахнулись с размером негатива) фотоаппарат успехом не пользовался, появление нового бренда не прошло незамеченным. Компания Zeiss, которой принадлежал бренд Ikon, заявила о недопустимости подобного названия. Надо полагать, что одними только увещеваниями дело не кончилось, если до 1968 года фотоаппараты Nikon F поставлялись в Германию под маркой Nikkor.

У каждой компании есть свой добрый ангел. Для компании Nikon добрый ангел явился в образе американского журналиста Дэвида Дугласа Дункана. Работая в Токио, он познакомился с молодым японским фотографом Жуном Мики, который познакомил его с продукцией компании Nikon. Один из объективов Nikon произвел на Дункана столь сильное впечатление резкостью получаемого изображения, что он сменил объектив своей «лейки» на объектив Nikon 85 мм f/2. С июля 1950 по январь 1951 гг. Дункан был военным корреспондентом на Корейской войне. Фотографии Дункана печатал ведущий американский журнал того времени Life. Фотоотдел журнала был поражен резкостью и качеством присылаемых фотографий. С легкой руки Дункана и началась мировая слава компании Nikon.

Компания Nikon известна не только фототехникой. Важное место в ассортименте выпускаемой продукции занимают оптические приборы для охотников, орнитологов и любителей отдыха на природе. Пожалуй, ни одна компания, входящая в Большую оптическую пятерку, не может похвастаться столь широким ассортиментом высочайшего качества.

История производства биноклей компанией Nikon начинается в 1921 году, когда были выпущены две гражданские модели биноклей – четырех- и шестикратные бинокли Mikron. За ними вскоре последовала модель Orion 6х24, а в 1923 году был начат выпуск биноклей серии Nova.

Бриллиант японской огранки

Через три года после окончания Второй мировой войны компания возобновляет выпуск биноклей серии Mikron. В 1959 году происходит окончательное формирование бренда Nikon – отныне это название носит и охотничья оптика. Правда, говорить о том, что производству спортивной и охотничьей оптики уделяется большое внимание, было бы явным преувеличением. Новые модели биноклей появляются только в 1982 году: это 8х23 CF и 10х25 CF. К их созданию, а точнее к разработке дизайна, был привлечен известный итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро.

1982 год можно брать в качестве точки отсчета в истории производства современной охотничьей оптики компанией Nikon. Начинается активная разработка новых моделей, и в 1988 году на рынке охотничьей оптики появляется новый мощный игрок, сразу же заявивший (причем совершенно обоснованно) о намерении войти в число ведущих мировых производителей. Задача в определенной степени облегчалась тем, что сама по себе торговая марка была прекрасно известна. С другой стороны, требовалось переубедить невероятно консервативно настроенных в своих пристрастиях охотников отказаться от уже проверенной оптики в пользу нахального новичка. Компания Nikon с этой задачей блестяще справилась.

На сегодняшний день компания Nikon выпускает девятнадцать серий биноклей, при этом каждая серия состоит не из одной модели. Так, например, серия Monarch ATB состоит из одиннадцати моделей. (Аббревиатура ATB – All Terrain Binoculars обозначает бинокль, подходящий для самых жестких условий эксплуатации). Подсчитать общее количество моделей биноклей, выпускаемых компанией Nikon, конечно, можно, но этот подсчет будет правильным только на момент написания статьи. К моменту ее публикации, в этом нет никакого сомнения, появятся новые модели биноклей.

Бриллиант японской огранки

Нас, конечно, в первую очередь интересуют те линейки и модели, которые, по мнению производителя, могут использоваться на охоте. Одна линейка так и называется «Для охоты и отдыха на природе». Бинокли этой линейки отличаются водозащищенным вариантом исполнения (они сохраняют герметичность в течение пяти минут при попадании в воду на глубину один метр и исключают запотевание). Все оптические элементы биноклей Nikon Monarch 8x36 DCF, 10х36 DCF, 8,5х56 DCF, 10х56 DCF и 12х56 DCF изготовлены из никодисперсионного стекла и имеют многослойное просветление, обеспечивающее яркое и контрастное изображение по всему полю зрения. Призмы также представляют собой высокотехнологичный продукт – их фазокорректирующее покрытие обеспечивает лучшее оптическое разрешение, для более яркого изображения применяется покрытие с высоким коэффициентом отражения. Поворотно-выдвижные наглазники делают удобным наблюдение в очках.

Фазокорректирующее покрытие устраняет хроматические аберрации по краям изображения. Для получения более яркого изображения в призмах используется отражающее покрытие с высоким коэффициентом отражения. Линзы биноклей изготовлены из стекла, не содержащего свинца и мышьяка. Уплотнительные кольца и азотное заполнение обеспечивают дополнительную защиту от неблагоприятных погодных условий.

Бинокли Nikon Monarch X 8,5х45 и 10,5х45 отличает конструкция с двумя шарнирными мостами, еe преимущества относительно традиционной очевидны: корпус получается более жeстким, при этом добавки в весе нет. Наиболее слабым местом традиционной конструкции являются тубусы объективов.

В случае приложения к ним излишних нагрузок возможна поломка бинокля или его разъюстировка. Бинокли NIKON Monarch X в этом смысле более надежны.

Новейшими моделями в серии Monarch являются бинокли 8х42 DCF, 10х42 DCF и 12х42 DCF. Они обладают всеми свойствами и качествами прежних моделей, но степень их водозащищенности выше: они выдерживают 10 минут на глубине в один метр без потери герметичности.

Бинокли серии Sporter EX 8х42 и 10х50 идеально подходят для наблюдения за живой природой, для обзора во время охоты, для туризма, активного отдыха. Эти бинокли сочетают в себе высокое качество оптики и прочность, удобство использования и надежность, а конструкция с большим удалением выходного зрачка обеспечивает полное поле зрения и удобна даже для тех, кто носит очки. Минимальная дистанция фокусировки – 5 м.

Вполне пригодны для использования на охоте и бинокли постоянной кратности (7х, 8х, 10х, 12х, 16х) серии Action EX линейки «Стандартные». Они изготавливаются в водозащищенном исполнении и, как и бинокли серии Monarch, сохраняют герметичность в течение пяти минут.

Бриллиант японской огранки

Кстати, инженеры, дизайнеры и маркетологи компании Nikon не забывают о том, что все больше женщин увлекается охотой. Специально для них выпускается серия биноклей She. Женщинам предлагаются две модели – She Safari 10x36ATB и She Adventure 8x36АТВ. Бинокли серии She комплектуются элегантной наплечной сумкой-чехлом. И заметьте, никакого розового цвета!

Если охотник захочет установить на свой карабин оптический прицел Nikon, то решить эту проблему будет совсем не просто. Проблема будет заключаться в необходимости сделать выбор. Тринадцать серий прицелов и несколько моделей в каждой серии. Хорошо, если вы опытный охотник и четко представляете себе, какой именно прицел вам нужен. А если такой выбор должен сделать начинающий охотник? В этом случае необходимо руководствоваться общими рекомендациями по выбору оптического прицела. Если он вам нужен для загонных охот, то оптимально подойдут панкратические прицелы с невысокой кратностью, например 1,1-4х24. Прицелы 1,5-6х42 и 2,5-10х42 можно считать универсальными, а 8-32х50 предназначен для стрельбы на дальние дистанции.

Нужен прицел, оснащенный лазерным дальномером? Тогда вам подойдет L700 4-12х42М. Диапазон работы дальномера – от 30 до 700м, в диапазоне 30–350 м величина погрешности измерений составляет +/- 1 м. Не нужен встроенный дальномер – пожалуйста, выбирайте из широкого ассортимента дальномеров с диапазоном рабочих расстояний до 990 метров, величина погрешности измерений составляет полметра.

А почему, собственно, только карабин? Есть оптические прицелы, специально сконструированные для владельцев гладкоствольных ружей, стреляющих пулей. Есть оптические прицелы для охоты на дикую индейку, прицелы для охоты на хищников, эта серия так и называется – Coyote Special. Есть прицелы для охотничьих револьверов.

Каждая компания-производитель выбирает свой путь к сердцу (и кошельку) охотника. Буквально за пару десятилетий компания Nikon уверенно вошла в число ведущих мировых производителей охотничьей оптики и с полным на то основанием занимает место в элитарной Большой оптической пятерке. Почти каждая (от неудач никто не застрахован) новая модель оптического прибора с логотипом Nikon служит прекрасным подтверждением философского кредо компании «Быть достойными оказываемого доверия и стремиться к постоянному творческому совершенствованию».

Виктор Андреев
Охотничий Двор

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль