Противотранспортная мина 14 / противотанковая мина 14 (Fordonsmina 14) (Мины Швеции)

Противотранспортная мина 14 / противотанковая мина 14 (Fordonsmina 14) (Мины Швеции)

В шведском Руководстве SoldR Mtrl Minor эта мина именуется как Fordonsmina 14, что означает "Противотранспортная мина 14" и указывается, что она предназначена для борьбы против бронированных и небронированных наземных машин. Однако, по сути дела это Противотанковая противобортовая мина поражающая цель так называемым ударным ядром., поскольку способна пробить (если верить Руководству) до 60 мм брони.

От автора. Два замечания.

Первое. Некоторые специалисты в ряде стран не делают различия между противотанковыми и противотранспортными минами, относя и те и другие к противотранспортным минам. Они исходят из того, что танк и другие бронемашины суть тоже транспортные средства. Наше же деление исходит из того, что к противотанковым минам относятся те, которые предназначаются для выведения из строя машин, движущихся вне дорог, т.е. прежде всего боевых машин (танков БТР, БМП и т.п.). При этом мина должна надежно воздействовать на достаточно прочные бронированные машины. Противотранспортные же мины предназначены для выведения из строя машин, движущихся по дорогам. И в основном против машин либо вовсе не бронированных, либо легко бронированных.

Второе. Неудачное название на русском языке "Ударное ядро", а на европейских языках "Misznay-Schardin effect" породило ошибочное мнение, что при взрыве заряда, имеющего металлическую обкладку кумулятивной выемки, эта обкладка складывается в некий снаряд, который метается силой взрыва в сторону цели и пробивает ее аналогично тому, как пробивает броню подкалиберный снаряд (механически). В действительности же металлическая обкладка при взрыве мгновенно расплавляется энергией взрыва и собирается в фокусе (как свет в фокусе параболического зеркала), откуда, имея признаки квазижидкости, в виде постепенно удлиняющейся струи летит в сторону цели. При этом характер пробивания брони этим расплавом очень схож с проплавлением льда струей горячей воды.

Возражающих мне, прошу ответить на два простых вопроса:

1. Почему признано, что наилучшим материалом кумулятивной обкладки считается не прочная сталь, не твердый вольфрам, не тоже весьма твердый обедненный уран, а пластичная медь, имеющая довольно низкую температуру плавления (1083 градуса против 1500 для стали)?

2. Масса мины 2.6 кг., масса заряда 1.5. Масса обкладки 0.6 кг. Следовательно, масса корпуса мины вместе с кронштейном всего 0.5 кг. Т.е. вес корпуса мины и вес обкладки практически равны. Если полагать, что обкладка это просто сплошной снаряд, пробивающий броню как обычный подкалиберный снаряд, то мы имеем дело с обыкновенным выстрелом. И по законам  физики (что изучается еще в средней школе) с места взрыва детали корпуса мины и обкладка разлетятся в противоположном стороны с одинаковой скоростью на одинаковую дальность. Почему тогда по инструкции опасной зоной назад (да и то с гарантией) считается только 25 метров, тогда как обкладка пробивает броню на дальности 50 метров (а значит летит еще дальше)?

Впрочем, явление кумулятивного взрыва и ударного ядра достаточно подробно рассмотрено в книге доктора физ. мат. наук Л.П. Орленко "Физика взрыва" ( Том 2. стр. 193).

Противотранспортная мина 14 / противотанковая мина 14 (Fordonsmina 14) (Мины Швеции)

Диаметр пробоины в зависимости от дальности (максимальный) порядка 31-39 мм. Эффективная дальность до 50 м., что в общем то совпадает с расчетными данными. А вот толщина пробиваемой брони, указанная в Руководстве (60 мм.) вызывает определенные сомнения. Вероятнее всего это на дальности не более 5 метров. На предельной дальности (50 м.) по расчетам мина пробивает не более 20 мм. Но для бортовой брони этого обычно достаточно.

Конструктивно мина представляет собой пластиковый барабан (1), заполненный зарядом (3) из плавленого гексотола (смесь гексогена и тротила, называемая у нас ТГ-50). Передний торец барабана закрыт изогнутой параболической медной пластиной (2) толщиной 3-4 мм. Она играет роль обкладки кумулятивной выемки заряда и является материалом образования ударного ядра. Задняя стенка барабана одно целое с корпусом. В центре задней торцевой стенки имеется отверстие за которым имеется канал для детонатора (4). Этот канал образован сверлением в шашке из прессованного гексогена (5), играющей роль промежуточного детонатора. Отверстие в задней торцевой стенке зарывается винтовой заглушкой (6). В нижней части барабана имеется шарнирная головка (7) с помощью которой посредством зажимной головки (8) корпус мины крепится к кронштейну. В верхней части барабана имеются салазки (9) для установки прицела.

Шарнирная головка позволяет наклонять корпус мины вверх и вниз на 12 градусов от горизонта и поворачивать мину влево и вправо от исходного положения на 180 градусов. Зажимная головка (ручка) фиксирует положение мины в избранном направлении.

Тактико-технические характеристики противотанковой мины 14

Тип мины................................................................................    противотанковая противобортовая кумулятивная (ударное ядро)
Характер поражения цели.......................................................    пробивает до 60 мм. брони на дальности до 50 метров; диаметр пробоины до 31-39 мм.
Датчик цели............................................................................    натяжная проволока
Усилие срабатывания натяжного датчика цели.........................    1.6 кг.
Материал корпуса....................................................................    пластик
Масса общая............................................................................    2.6 кг.
Масса ВВ (гексотол)..................................................................    1.5 кг.
Диаметр (по корпусу)................................................................    15.5 см.
Толщина (по корпусу)...............................................................    около 12 см.
Взрыватель...............................................................................    m/48 натяжного действия
Температурный диапазон...........................................................    не определен
Приведение в боевое положение...............................................    сразу после извлечения предохранительной чеки из взрывателя
Время боевой работы.................................................................    не определено
Обезвреживаемость / извлекаемость..........................................    да / да
Cамоликвидация / самонейтрализация.......................................    нет / нет

Противотранспортная мина 14 / противотанковая мина 14 (Fordonsmina 14) (Мины Швеции)

Мина устанавливается на прибитый к дереву гвоздями и закрепленный ремнем Г-образный кронштейн так, чтобы направление полета ударного ядра было перпендикулярно направлению движения цели. Наиболее целесообразным считается расстояние от дороги до мины 5-30 метров.

Дальность в 50 метров следует считать предельной для уверенного поражения цели.

Натяжной взрыватель m/48 (фактически аналог советского взрывателя МУВ) закрепляется с помощью кронштейна, входящего в комплект мины, ниже корпуса мины. Натяжная проволока протягивается от взрывателя поперек предполагаемого направления движения цели так, чтобы ее направление примерно совпадало с линией визирования прицела и закрепляется на противоположной стороне дороги за местный предмет.

Взрыватель и мина соединяются с помощью 2-метрового отрезка детонирующего шнура, входящего в комплект мины. На один конец этого шнура закреплен капсюль-детонатор с винтовой резьбой (ввинчивается во взрыватель), на втором конце шнура детонатор, который вставляется в гнездо в торце корпуса мины.

Когда цель (машина) натянет проволоку, взрыватель натяжного действия m/48 сработает и взорвет капсюль-детонатор, вставленный в него. По детонирующему шнуру детонация доходит до детонатора, вставленного в гнездо, и инициирует мину. Образовавшееся ударное ядро поражает машину в борт.

Противотранспортная мина 14 / противотанковая мина 14 (Fordonsmina 14) (Мины Швеции)

От автора. Опыт применения противобортовых мин, действующих на принципе ударного ядра, указывает, что против бронированных корпусных целей (танк, БТР, БМП) такая мина действует отлично. Обычным результатом является пожар в бронекорпусе, повреждения внутреннего оборудования и поражение экипажа каплями расплавленной брони. Часто за этим следует взрыв боекомплекта машины, т.е. полное уничтожение цели.

А вот по обычным автомобилям, особенно грузовым, эти мины недостаточно эффективны. Относительно небольшая проекция той части цели по которой действие ударного ядра эффективно (кабина и моторный отсек), в сочетании с довольно большой скоростью движения нередк  приводит к тому, что ударное ядро попадает в те части машины, поражение которых не выводит ее из строя (кузов, рама). Против автомобилей на дороге более эффективен обычный фугасный заряд (довольно большой массы), установленный вплотную к дороге.

Вот вам еще одно основание подразделять мины на противотанковые и противотранспортные.

В комплект мины входят два прицельных приспособления. Наводка самой мины производится с помощью т.н. "грубого прицела" (Originalsikte), который представляет собой трубку, имеющую по концам отверстия. Т.е. это своего рода диоптрический прицел. Он обеспечивает достаточную точность на дальность до 50 метров.

А "точный прицел" (Harkorssikte) это пластинка с волосяным перекрестием, которая устанавливается на внешний конец грубого прицела. Такой прицел используется оператором в случае, если мина используется в управляемом варианте. В этом случае после наведения мины на цель, грубый прицел с нее снимается и уносится на пункт управления. Там на него устанавливается пластинка с волосяным перекрестием. Оператор через такой прицел определяет момент когда следует взорвать мину, чтобы поразить цель. Точный прицел обеспечивает точность на дальность до 150 м.

Окраска и маркировка мины.

Мина окрашена в темно-оливковый или темно-зеленый цвет. Может иметь камуфляжную, оскольчатую окраску. Маркировка накрашивается на лицевую часть мины в виде желтого круга, внутри которого зеленой краской число 14. Ниже год изготовления и код фирмы-изготовителя.

Укупорка мин 14.

Противотранспортная мина 14 / противотанковая мина 14 (Fordonsmina 14) (Мины Швеции)

Ящик №14 с 8 минами. Вес брутто 37 кг.
9 ящиков с минами на поддоне №14. Вес брутто 360 кг.
Маркировка на торцевой стенке ящика стандартная желтыми буквами:

  • снабженческий номер изделия,
  • снабженческое обозначение мины (Fordonsmina 14),
  • количество мин в ящике (8 шт.),
  • фирма-производитель, номер партии и год выпуска ( в одну строчку).

Внутри ящика находятся:

  1. Корпусов мин - 8 шт.
  2. Индивидуальных упаковок с комплектами инициирования - 8 комплектов.
  3. Точных прицелов - 8 шт.

В индивидуальной упаковке для комплекта инициирования уложены:

  • Ключ блокировочный.
  • 2 метра детонирующего шнура с детонатором и ниппелем (с капсюль-детонатором) по концам.
  • Взрыватель m/48.
  • Кронштейн для крепления взрывателя с ремнем,
  • Грубый прицел.
  • 180 метров натяжной проволоки,
  • Кронштейн для крепления мины.
  • 4 75-мм гвоздя.
  • Ремень для закрепления кронштейна мины.

По различным номенклатурам мины обозначаются:
Снабженческий номер: M4731-230111
Снабженческое обозначение: FORDONSMINA 14
TF- код: D-331-1.

Противотранспортная мина 14 / противотанковая мина 14 (Fordonsmina 14) (Мины Швеции)

Кроме боевых противотанковых мин 14 выпускаются также инертные мины 14 (Blind Fordonsmina 14). Их основное предназначение это обучение личного состава обращению с боевой миной. Они устроены аналогично боевым, но в них нет взрывчатки и шрапнели.

Инертные мины укупориваются аналогично боевым. Маркировка аналогичная маркировке боевой мины, но цвет маркировочного круга зеленый, а не желтый.

По различным номенклатурам инертные мины 14 обозначаются:
Снабженческий номер M4957-312301.
Снабженческое обозначение BLIND FORDONSMINA14.

Сведений о существовании практических мин 14 не имеется.

Противотанковая мина 14 была разработана для Шведской армии в Финляндии концерном Hackman.

На фотоснимке справа: шведские солдаты обучаются установке противотанковой мины 14 на дерево.

Заметки на полях. А тут-то зачем маскироваться? Под Оттавскую конвенцию эта мина не подпадает никак. Ни с какого боку. Эту мину никак не счесть противопехотной. Даже если придираться. Нормальная противотанковая противобортовая мина. Даже если ее ставить в управляемом варианте, то уж очень надо исхитриться, чтобы на 50 метров попасть в одного солдата.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль