Противотранспортная мина МЗД-4 (Советские и Российские мины)

Противотранспортная мина МЗД-4

Мина предназначена для выведения из строя автомобилей, бронетехники, движущихся по дорогам, железнодорожных локомотивов на железной дороге.

Строго говоря, это не вполне мина, т.к. заряд ее крайне мал, всего 400 грамм тротила, чего явно мало для выведения транспорта из строя. МЗД-4 это скорее взрывное устройство, к которому должен прилагаться дополнительный заряд ВВ массы необходимой для выполнения задачи. В зависимости от поражаемой цели дополнительный заряд может иметь массу от нескольких килограмм до нескольких десятков килограмм. Мина МЗД-4 просто ставится на этот дополнительный заряд ВВ и ее взрыв инициирует взрыв дополнительного заряда ВВ.

Эта мина была разработана и принята на вооружение Красной Армии в 1942 году и применялась на протяжении всей войны преимущественно партизанами, диверсионными группами, а также при минировании железных и автомобильных дорог, аэродромов при вынужденном отходе частей Красной Армии с целью затруднения или исключения пользования  дорог противником.

Противотранспортная мина МЗД-4

Конструктивно мина представляет собой деревянный ящик размером 18х14.5х10.5 см с крышкой. Внутри ящика размещаются тротиловая шашка массой 400 грамм (1), электрохимический замедлитель ЭХЗ (2), гальваническая батарея СБС (3).

К нижней стороне крышки с помощью металлической скобы прикреплен вибрационный замыкатель ВЗ-1 (4).

Внутренняя часть ящика разделена фанерными перегородками на три отсека. В одном отсеке размещается тротиловая шашка, во втором ЭХЗ, гальваническая батарея и деревянная колодочка (5) с отверстием, предназначенная для хранения электродетонатора при транпортировании мины. Средний отсек предназначен для размещения электропроводов, изоленты, контрольной лампочки, ножа и отвертки.

Электрохимический замедлитель ЭХЗ, внешне представляющий собой картонный цилиндр диаметром 18 или 35 мм. и длиной 100 или 130 мм. Предназначен для  приведения мины в боевое положение за счет замыкания боевой электроцепи через определенное время, которое может составлять от 3 часов до 4 месяцев. Каждый экземпляр ЭХЗ настроен заводом на определенный временной интервал ( за счет подбора номинала дополнительного сопротивления), который указывается на маркировке, нанесенной на корпус.

Установка времени приведения мины в боевое положение осуществляется за счет подбора соотвествующего ЭХЗ.

Питание ЭХЗ осуществляется от батареи СБС. Внутри картонного корпуса размещается медная закрытая ампула, залитая электролитом. Сквозь ампулу проходит медная проволочка, удерживающая подпружиненный ударник-контактор. При подаче напряжения от батареи на ампулу, внутри нее начинается процесс электролитического растворения медной проволочки. По истечении определенного времени проволочка обрывается, ударник-контактор под действием пружины идет вперед и замыкает между собой пару проводов, находящуюся на противоположном конце ЭХЗ. Тем самым   замыкается боевая электроцепь и мина ставится в боевое положение.

Противотранспортная мина МЗД-4

На виде сверху со снятой крышкой хорошо видны электроцепи мины. Цепь ЭХЗ это желтый и фиолетовый провода, идущие к батарее. Выводные контакты батареи красного и синего цвета. Эта цепь начинает работать, как только провода присоединены к батарее.

Боевая электроцепь - голубой провод, присоединенный к батарее; зеленый провод, присоединенный к красноватому проводу вибрационного замыкателя ВЗ-1; коричневый провод, идущий от ВЗ-1 к электродетонатору; синий провод электродетонатора; красный провод электродетонатора, идущий ко второму контакту батареи.

Противотранспортная мина МЗД-4

В предохранительном положении, когда процесс приведения мины в боевое положение идет, но еще не закончен, боевая цепь разомкнута в двух местах - в ЭХЗ и в ВЗ-1.

При воздействии цели на вибрацонный замыкатель ВЗ-1, который по сути дела является сейсмическим датчиком цели, замыкание его контактов не приводит к взрыву, т.к. боевая цепь разомкнута в ЭХЗ.

Как только ЭХЗ отработает свое время, то зеленый и голубой провода замыкаются между собой ударником-контактором. Мина становится в боевое положение. Боевая цепь разомкнута только в ВЗ-1.

При воздействии цели на вибрационный замыкатель ВЗ-1 (колебания почвы от движущейся машины), его контакты начинают вибрировать, замыкаются и боевая цепь замыкается (батарея, красный провод электродетонатора, синий провод электродетонатора, коричневый провод ВЗ-1, красноватый провод ВЗ-1, зеленый проводод ЭХЗ, голубой провод ЭХЗ, батарея). Электродетонатор взрывается, от него взрывается тротиловая шашка, а от нее дополнительный заряд ВВ. Цель поражена.

Тактико-технические характеристики мины МЗД-4
Тип мины..............................................................................    противотранспортная
Корпус.................................................................................    дерево
Масса...................................................................................    3-5 кг.
Маса заряда ВВ (тротил).......................................................    400 гр.
Длина...................................................................................    18 см.
Ширина.................................................................................    14.5 см.
Высота..................................................................................    10.5 см.
Тип датчика цели...................................................................    сейсмический
Размеры датчика цели...........................................................    диаметр 75 мм., высота 30-35 мм.
Чувствительность датчика цели по ж/д. локомотиву................    0.5 м.
Чувствительность датчика цели по автомобилю.......................    0.25 м.
Температурный диапазон применения.....................................    -5 - +40 град.
Неизвлекаемость.....................................................................    неизвлекаема в боевом положении
Необезвреживаемость..............................................................    необезвреживаема в боевом положении
Самоликвидация/самонейтрализация.......................................    нет / истечение срока работоспоспособности батареи питания (6 мес.- 1 год).
Время предохранения..............................................................    дискретное, определяется подбором ЭХЗ в пределах от 3 час. до 4 месяцев.
Время боевой работы...............................................................    6 мес.-1 год.

Противотранспортная мина МЗД-4

Мина устанавливается в грунт под дорожное покрытие на глубину не более 25 см. или под железнодорожное полотно на глубину не более 50 см.

При установке на срок более 15 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовых вод обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать утепление батареи и ЭХЗ. С наличием утеплителя батарея работоспособна до температуры до -10 градусов (не более 10 суток), без утеплителя до -5 градусов (до 5-7 суток).

Обезвреживать и затем извлекать мину разрешается, если прошло не более половины срока замедления. Обезвреживание осуществляется отсоединением батареи, с последующим извлечением электродетонатора и шашки.Хотя сама мина не имеет устройств неизвлекаемости и необезвреживаемости, однако под нее или под дополнительный заряд может быть установлена мина-ловушка МС-2.

Обезвреживание мины, приведшейся в боевое положение не разрешается в силу высокой чувствительности сейсмодатчика.

Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашка располагается на штатном месте, электродетонатор в гнезде колодочки, все проводники рассоединены.

К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав, т.к. при подготовке мины требуется выполнение тестов с использованием омметров или контрольных ламп, умение выполнять электросоединения. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения формуляра по инстанции до начальника инженерной службы армии или фронта включительно. До оставления своими войсками места установки мины она должна находиться под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев. Если истекло более 1/3 времени замедления, но территория остается под контролем своих войск, то необходима переустановка мины с заменой ЭХЗ.

Противотранспортная мина МЗД-4

Мина МЗД-4 может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Маркировка наносилась черной краской по трафарету на крышку мины и включала в себя обозначение мины, шифр ВВ, номер снаряжательного завода, номер партии, год изготовления и срок замедления. Однако наличие маркировки не являлось обязательным.

Возможны различия в способах крепления крышки, массе заряда. Справа фотография МЗД-4 из коллекции Д. Горбовского. В отсек для ЗИПа вложена еще одна 200-граммовая шашка.

От автора. На рисунках, помещенных выше я окрасил провода в разные цвета исключительно для наглядности. В действительности же никто провода в разные цвета специально не окрашивал. В те времена изоляция проводов была обычно резиновая (цвета от черного до серо-коричневого), иногда с хлопчатобумажной оплеткой светлых цветов) что и видно на фотоснимке.

Это только в фильмах время, оставшееся до взрыва, показывается словно счет на табло стадиона и провода обязательно синие или красные для драматизации действий киносаперов. В действительности же добраться до проводов обычно вовсе невозможно. А если и добрался, то можно резать все подряд. Ловушка обычно стоит раньше, она просто не позволит добраться до проводов. Такая ловушка гораздо проще по устройству и удобнее в обращении.

Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется.

Заметки на полях. Вообще-то, эти мины в советских служебных инструкциях называются "мины замедленного действия", что приводит в недоумение людей,  знающих минно-подрывное дело в пределах обычных противотанковых и противопехотных мин. По нормальной логике отсюда следует, что должны тогда существовать и мины ускоренного действия. Да и в чем смысл мины замедленного действия. Что, она взрывается после того, как машина уже уехала? Или мина взрывается через какой-то длительный срок вообще? Или взрыв развивается медленно?

Тут все дело в крайне неудачной терминологии, вернее ее полном отсутствии. К сожалению саперы очень часто называют и обозначают мины не в строгом соответствии с их классификацией (которая до сего времени толком и не разработана), а как Бог на душу положит. Минами замедленного действия обычно, но не всегда, называют противотранспортные мины, которые приводятся в боевое положение автоматически не в момент установки или через несколько минут , а по истечении определенного срока (несколько часов, дней или месяцев). Взрыв же мины происходит от воздействия цели (транспортного средства) на датчик цели после того, как она отлежала под дорогой заданное время.

Т.е. после установки мины, она вполне безопасна и транспортные средства над ней могут ездить свободно, пока не истечет определенный срок (от нескольких часов до нескольких месяцев). Как только это время истекло, мина сама ставит себя в боевое положение и первое же транспортное средство, которое окажется над миной, будет подорвано.

Смысл таких мин состоит в том, что их можно устанавливать тогда, когда это возможно. Например, при отступлении своих войск. Пока проходят свои войска, мина безопасна, а вот под машинами противника эти мины начнут рваться.

Широко эти мины использовались на автомобильных и железных дорогах диверсионными группами РККА и НКВД (позднее использование этих мин приписывалось партизанам). Их устанавливали, когда охрана и наблюдение противника за дорогой было ослаблено. Нередко их ставили группами, распределяя на участке в несколько километров и назначая различное время привдения в боевое положение. Диверсионная группа после установки мин могла беспрепятственно, не опасаясь преследования, оставить место минирования.

Минами замедленного действия нередко называют и обычные объектные мины, которые просто взрываются по истечении определенного срока (от нескольких часов до нескольких месяцев), разрушая сооружение (здание, плотина, мост, ангар, электростанция, бензоколонка и т.п.), в котором они установлены.

Как видите, одним и тем же названием пользуются для обозначения весьма разных по своему предназначению мин.

Кстати, противотранспортную мину МЗД-4 довольно легко превратить в объектную. Достаточно убрать из цепи ВЗ-1 ( соединить напрямую зеленый провод ЭХЗ с синим проводом электродетонатора) и она взорвется просто по истечении времени замедления ЭХЗ. Вот наоборот сделать МЗД-4 противотранспортной миной мгновенного срабатывания не получится. Если убрать из цепи ЭХЗ, т.е. отказаться от замедления, то мина взорвется, как только ее возьмешь в руки. Слишком чувствителен виброзамыкатель. Достаточно стукнуть ногтем по крышке мины, как он сработает. А иначе невозможно - ему ведь необходимо уловить дрожание грунта под приближающейся автомашиной, поездом.

Веремеев Ю.Г.
Сапер

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль