Fabbriчные ружья

Не стану утверждать, что, подобно герою известного анекдота, я «все знаю и везде побывал», но кое-какое оружие в руках держать приходилось, с рядом признанных в мире мастеров знаком, а с некоторыми даже дружу. И все же (да простят меня последние) во время недавнего посещения фирмы Fabbri, где я смог «поиграть» некоторыми его ружьями, меня не покидало твердое убеждение, что это было едва ли не лучшее из того, что доводилось в жизни видеть. Самый «дешевый» из этих шедевров «тянул» на 100000 евро, однако (о, диво!) ни на одно мгновение не возникала мысль о «разводке» богатых лохов. Что это оружие для богатых людей - понятно. Но ровно так же ясно, что тут все по-честному, что оно того стоит.

Fabbriчные ружья

Фирма «Фаббри» - предприятие, где довольно неожиданно, но исключительно эффективно лучшие традиции ручного производства охотничьего оружия соединились с самыми современными технологиями и материалами. Привычнее, когда видишь либо станки «от дедушки» у мастера-штучника, либо производство, в которое вместе с новыми технологиями и материалами приходят и принципиально новые дизайнерские решения компоновки и художественного оформления оружия в стиле high tech. С оружием «Фаббри», к счастью (во всяком случае, к моему - человека с консервативными вкусами), получилось иначе.

Начиналось же все довольно стандартно. Иво Фаббри основал свое предприятие тогда и там, когда и где возникло большинство итальянских производств охотничьего оружия - в середине 60-х годов прошлого века в Брешии. И действовало оно поначалу как типичное мануфактурное производство. Правда, благодаря тщательной работе с металлом и деревом, внимательному отношению к общей эстетике Иво Фаббри довольно быстро завоевал популярность у клиентов, стал уважаемым оружейником. Уже в самом начале пути - в конце 60-х - у него установились прочные связи с лучшими итальянскими граверами. Однако качественно новый период в жизни компании начался с 1974 года. Незадолго до этого к работе предприятия подключился Туллио - сын Иво. И, видимо, именно младший Фаббри стал инициатором революционного изменения производства и перевода его на новый максимально прогрессивный организационный и технологический уровень. Были сделаны очень серьезные инвестиции в постройку новых производственных помещений и суперсовременное оборудование, инструменты и материалы. Производство оружия было переведено в новое помещение, и на новом месте все стало совершенно другим.

Иво Фаббри родился в 1928 г. в местечке Поггио Берни (провинция Форли). С раннего детства Иво много охотился и был страстно влюблен в хорошее оружие (в основном иностранного производства). Интерес к оружию и неплохие знания в области механики привели к тому, что еще подростком Иво чуть ли не на коленке изготовил два дробовика. В оружейную столицу Италии, Брешию, Иво попал поначалу случайно - там он служил в артиллерии. Демобилизовавшись, пошел работать на завод концерна Fiat, где смог внимательно изучить технологию обработки металлов.

Сохраняя любовь к охоте и оружию, Иво, подыскивая для себя ружье, как-то после работы заглянул в мастерскую оружейника Дезенцани. Ни одна из моделей Фаббри, впрочем, не устроила: в каждом из ружей он находил конструктивные недостатки. Разозлившись на капризного покупателя, хозяин мастерской предложил Фаббри самому сделать для себя ружье. Вместо того чтобы обидеться на такое обращение, Иво всерьез задумался над конструкцией будущей двустволки. А познакомившись с Даниэлем Перацци, он получил в свое распоряжение мастерскую и станки.

Благодаря сотрудничеству Фаббри и Перацци на свет появилась знаменитая спортивная вертикалка МХ8. С этим бокфлинтом, спроектированным Фаббри и изготовленным на предприятии Перацци, итальянский спортсмен Энньо Маттарелли завоевал золотую медаль на Олимпийских играх в Японии. А Иво пришел к выводу, что пора открывать собственное дело.

Fabbriчные ружья

Гармоничное объединение практического опыта отца с современными знаниями сына, его высочайшими притязаниями обеспечили совершенно потрясающий результат: сплав добротнейшего традиционализма с возможностями современной вычислительной техники и технологии обработки металлов.

И тут позволю себе небольшое отступление. Вся оружейная Европа последние десять лет активно обсуждает вопрос, возможно ли обеспечить превосходство компьютерной технологии создания охотничьего оружия над суперштучным мануфактурным производством. Еще вчера уникальный мастер - «левша» из Тулы, Ферлаха, Брешии или Зуля - мог работать спокойно, полагая, что машины его никогда не «съедят». Он думал, что станки с программным управлением умеют производить оружие только тысячами (иначе - нецелесообразно, если их нужно будет месяц настраивать на обработку только одной детали). Он полагал, что своими «золотыми руками» подгонит одну деталь к другой лучше, чем это сделает машина. Еще «левша» очень верил, что данный ему от Бога талант позволит увидеть, как будет работать механизм еще не созданного оружия (у компьютера то какая может быть интуиция?).

Туллио Фаббри убедительно доказал, что эти сладкие надежды остались в прошлом.

Первое, что бросается в глаза при посещении производственных помещений фирмы, - это высочайшая культура производства. В цехах кондиционеры очищают и ароматизируют воздух до такой свежести, которая скорее ассоциируется с горным курортом, чем с металлообрабатывающими цехами. Тщательно продуманы обеспечение и оформление каждого рабочего места, система разводки силовых кабелей к технологическому оборудованию; на полах (и это там, где металлообработка!) - мягкое покрытие.

Производство, которым сегодня управляет Туллио Фаббри, поставляет на мировой рынок спортивное и охотничье дробовое оружие высочайшего качества. Работают на нем всего 16 человек, включая сторожей и уборщиков. В год делается порядка 30 ружей. В списке клиентов можно увидеть имена знаменитостей мирового уровня (в качестве примера назову лишь двоих - испанского короля Хуана Карлоса и режиссера Стивена Спилберга). Как утверждают знакомившие меня с производством Туллио Фаббри и его очаровательная супруга Джизела, и просто богатые, и богатые великие люди смиренно ждут своей очереди по нескольку лет. Конечно, причины долгого ожидания вполне объективны: создание оружия высшего качества процесс долгий, но маркетинговый ход получился удачный: когда короли стоят в очереди - это впечатляет!

Fabbriчные ружья

Про цену, напомню, я уже сказал - от ста тысяч евро вверх.

За что же платятся такие бешеные деньги?

Начнем с того, что фирма «Фаббри» сохранила от старых и добрых мануфактурных времен, - с индивидуального подхода к каждому клиенту. Речь, конечно, не только и, возможно, даже не столько о соответствии геометрии оружия антропометрическим данным заказчика. Переступивший порог компании с серьезными намерениями человек получит квалифицированную помощь при выборе модели, ему объяснят особенности конструкций ружейных механизмов и дадут возможность пострелять из разных ружей, с ним подробно обсудят все детали устройства ружья. В результате человек приобретет действительно индивидуальное оружие.

Особая гордость Фаббри - это стволы уникального качества. Ствольное производство здесь собственное. Используется высоколегированная (нержавеющая) ствольная сталь INOX, в составе которой 14,28% хрома, 4,25% никеля, 3,04% меди, 0,72% марганца, 0,58% кремния, 0,33% молибдена. Эта сталь хороша коррозионной стойкостью и, что еще важнее, стойкостью к высокотемпературной эрозии. Это связано с высокой температурой отпуска, что обусловлено значительным содержанием никеля. Для охотника такие стволы просто благодать - легкие, прочные, стойкие. Они имеют ресурс на порядок выше, чем стволы из обычных ствольных сталей. Однако не случайно говорят: «Что русскому здорово, то немцу - смерть» (в данном контексте в качестве русского выступает клиент, а немца - оружейник). Механически обработать INOX далеко не просто; паять, как, впрочем, и большинство нержавеющих сталей, почти невозможно. Фирма сама из кованых заготовок производит стволы, используя специальные сверла и набор необходимых инструментов для формирования профилей каналов дробовых стволов. Специальный станок с оппозитными резцами и подвижным люнетом позволяет очень точно соблюдать наружные размеры при абсолютной соосности канала и наружной поверхности ствола. Отсюда - высокое качество дробового выстрела (сочетание фантастической кучности и высокой резкости боя) при мягкой отдаче.

Ну а для получения ствольных блоков на предприятии применяется новейшая технология лазерной сварки. Она обеспечивает совершенно другой уровень качества. Понятно, что и с воронением нержавеющих стволов возникают технологические сложности. Однако и эти проблемы успешно решаются: освоены две специальные технологии, позволяющие получать темные покрытия глубокого черного цвета с синеватым отливом.

Fabbriчные ружья

Специальные компьютерные программы сегодня многократно усиливают интеллектуальную мощь конструктора-оружейника. Современные металлообрабатывающие центры, управляемые компьютерами и оснащенные современными режущими инструментами, могут создавать детали невероятно сложных форм. Их настройка на обработку детали занимает совсем немного времени.

Сегодня в машиностроение, в том числе и в производство оружия, пришли электроэрозионные методы, позволяющие обрабатывать с высокой точностью даже самые твердые металлы. Применение лазерной техники также принципиально меняет качество сварки ствольных блоков. Фирма «Фаббри» совершила техническую революцию, а «левше» не остается ничего, кроме как срочно осваивать прогрессивные технологии.

Важнейшим интегральным показателем качества оружия является его ресурс. О ружьях часто говорят «настрел» - это количество выстрелов, которое может выдержать ружье без потери работоспособности и снижения качества боя. О стволах мы уже говорили. Что касается основных механизмов ружья, то их работоспособность определяется конструктивным совершенством, точностью соблюдения размерных допусков и качеством обработки поверхностей. Своей работой Туллио Фаббри доказал, что современная станочная техника, обеспеченная высококачественным режущим инструментом, может работать лучше любого «левши» - русского, немецкого или итальянского. Электроэрозионные станки могут выполнять уникальные работы, что позволяет создавать принципиально новые ружейные механизмы. Благодаря им, в частности, стала возможной высококачественная обработка оружейных колодок в наиболее ответственных местах - там, где допуски составляют доли микрона. Другая работа для этих станков - заглубления и отверстия сложных профилей. Дело это далеко не простое, поскольку колодки здесь, как правило, изготавливаются из специального титанового сплава, который механически обрабатывать очень сложно.

Туллио Фаббри использует специальные программы, позволяющие создавать трехмерные проекты отдельных частей ружья и всех механизмов в совокупности для разработки новых ружейных конструкций. Ружья, которые мне довелось посмотреть, будучи в гостях у Фаббри, при открывании и закрывании работали с таким звуком, будто находились в густой сметане - ни резких щелчков, ни стуков, ни хлопков. Это - свидетельство очень большого ресурса механизмов.

Важной характеристикой оружия является вес, и не просто брутто-показатель, а его распределение вдоль оружия. Оружие управляется тем лучше, чем ближе его центр тяжести находится к оси вращения (проще говоря, к затыльнику). Использование для ружейных колодок легких титановых сплавов и минимальная толщина стенок стволов делают оружие «Фаббри» прикладистым и очень управляемым.

Fabbriчные ружья

Известно, что «попадающей» частью любого ружья является ложа. У «Фаббри» есть стратегические запасы ложевых заготовок из турецкого ореха, которые сушатся, а затем длительно вылеживаются в кондиционированном помещении.

Есть среди них и редкостно дорогие. Это образцы, одна часть которых была подземной (она очень красивая, с выраженной свилью и цветными прожилками, но недостаточно прочная), а другая - надземной (она прямослойная и прочная). Из таких заготовок можно вырезать ложе, в котором прочные параллельные слои будут находиться в шейке, а очень красивая, но менее прочная часть расположится в широкой части. Индивидуальное ложе из таких заготовок стоит порядка 10000 евро.

Безукоризненная архитектоника оружия и высокое качество обработки поверхностей стволов и колодки иногда подталкивают заказчиков к отказу от воронения стволов и граверных украшений. Одно такое ружье мне показали. Оно производит потрясающее впечатление. Любые украшения на нем действительно представляются неуместными, как платье (пусть даже от лучшего итальянского модельера) на античной статуе Венеры. Но, конечно же, если клиент того хочет, ружье будет отделано в соответствии с его пожеланиями. Это касается как цвета покрытий колодки и ствола, так и характера и сюжетов гравировки. Фирма привлекает лучших итальянских граверов, в том числе из известной компании Creative Art. Стоимость сложных граверных работ, выполненных именитыми мастерами, порой сопоставима со стоимостью изготовления всего ружья.

Эстетическая составляющая охотничьего оружия для «Фаббри» имеет большое значение, поэтому охотничье ружье от «Фаббри» - это всегда еще и высокохудожественное произведение.

Владимир Тихомиров
Основной инстинкт 04-2008

Комментарии

ВНИМАНИЕ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Форма входа на сайт
Пароль